Что необычного может быть в корабле «USNS LCPL Roy M. Wheat»? Всего лишь один из 12 ролкеров, принадлежащих Командованию морских перевозок Военно-Морских сил США (Military Sealift Command). Как и остальные транспортные военные корабли США, большой изящный ролкер-контейнеровоз используется для снабжения американских войск по всему миру. Но главный секрет газотурбинного ролкера «Roy M. Wheat» в том, что изначально это был «Владимир Васляев» – краса и гордость Черноморского морского пароходства.
Он ходил в Игарку, в Рио, в Нагасаки…
В 1979 году в Николаеве был спущен на воду уникальный газотурбоход «Капитан Смирнов» – головное судно проекта 1609 «Атлантика». В течение следующего года со стапелей сошли однотипные «Капитан Мезенцев» и «Инженер Ермошкин». Последним в серии газотурбоходов проекта 1609 стал «Владимир Васляев», это был 1987 год.
Четыре крупнотоннажных ролкера предназначались для перевозки грузов на колесной базе (автомобилей, грузовиков, спецтехники и т.д.), а при желании могли быть использованы как контейнеровозы. Технику загоняли на палубу своим ходом – для этого в кормовой части была предусмотрена широкая аппарель (откидывающаяся часть кормы). Три горизонтальных грузовых отсека имели вместимостью 54 тыс. куб. м. Груз располагался на четырех палубах. Для перемещения грузов внутри судна на борту ролкеров имелись 14 автопогрузчиков производства фирмы Valmet (Финляндия) и стационарные внутренние рампы с наклоном 7 градусов, ведущие с одной палубы на другую.
Но главной особенностью газотурбоходов типа «Капитан Смирнов» была высокая скорость хода, невиданная прежде для гражданских судов, – на полном ходу огромный ролкер водоизмещением 36 тыс. тонн с легкостью развивал 25 узлов. «Капитан Смирнов» работал на линии Черное море — Вьетнам и за 50 суток делал заходы в 16 портов.
Газотурбоход, как следует из его названия, приводится в движение не обычными экономичными дизелями, а мощными газовыми турбинами. Силовая установка «Капитана Смирнова» выдавала на валу 50 тыс. л.с. Столь неожиданный выбор типа силовой установки для ролкера вызывает некоторые сомнения насчет назначения судна. Дело в том, что газовая турбина, при прочих равных условиях, уступает дизелю по экономичности, а скорость 25-26 узлов для коммерческого судна явно избыточна.
Действительно, «Капитан Смирнов» никогда не ходил на полном ходу – главные газотурбинные агрегаты в основной эксплуатации работали в «перекрестном режиме», при котором в работе находился газотурбинный двигатель и теплоутилизационный котел одного борта и паровая турбина другого борта. Это позволяло несколько снизить расход топлива, скорость уменьшалась до 19-20 узлов, а расход топлива на милю составлял 210 кг.
Странная конструкция ролкера означает следующее: «Капитан Смирнов» создавался как военный корабль. То есть ролкер имел двойное назначение – в случае необходимости «мирный советский транспорт» мог быть в кратчайшие сроки переоборудован в быстроходный транспорт снабжения.
Для сравнения: большие десантные корабли проекта 775 («Цезарь Куников») имеют водоизмещение 4 тыс. тонн, максимальный ход 18 узлов, дальность плавания – 6 тыс. миль на 12 узлах (у ролкера «Капитан Смирнов» – 16 тыс. миль на 20 узлах). Конечно, напрямую сравнивать океанский газотурбоход с танкодесантным кораблем некорректно – у них совершенно разная конструкция и задачи. Но мысль понятна – быстроходный ролкер мог доставить 20 тыс. тонн груза в любую точку мира. Еще одно доказательство этому – нереализованный советский проект противолодочного вертолетоносца проекта 10200 «Халзан» создавался на основе «гражданского» ролкера «Капитан Смирнов».
Было ли это эффективным решением – вместо настоящих военных и коммерческих судов строить гибриды двойного назначения? Как известно, универсальное средство всегда уступает специализированному, а стандарты военного кораблестроения плохо отражаются на характеристиках коммерческих судов. Тем не менее, ролкеры честно работали в Балтийском и Черноморском морских пароходствах и даже оставались рентабельными благодаря смекалке судовых «рационализаторов», предлагавших решения вроде «перекрестного режима» работы газотурбинной энергетической установки. За 12 лет эксплуатации экипаж «Капитана Смирнова» внедрил 100 рацпредложений. В итоге корабль все более приобретал черты обычного коммерческого судна.
Новая жизнь
После развала СССР все четыре ролкера достались Украине и были приватизированы. Не зная, как распорядиться честно нажитым имуществом, их владельцы продали четыре огромных красавца компаниям Global Container Lines и Marianna Shipbuilding Ltd. В 2001-2002 годах три из них оказались на свалке металлолома в Индии. Оставшийся «Владимир Васляев» пополнил ряды ВМС США.
Американцы провели коренную модернизацию корабля: корпус разобрали и удлинили, вставив дополнительную секцию. Полное водоизмещение ролкера увеличилось до 50 тыс. тонн. Была заменена судовая электростанция – американское оборудование рассчитано на частоту тока 60 Гц. В остальном конструкция ролкера не изменилась – его уникальная силовая установка осталась прежней. Даже с увеличенным в 1,5 раза водоизмещением «USNS LCPL Roy M. Wheat» сейчас способен развивать 20 узлов. С внедрением бОльшей автоматизации экипаж ролкера уменьшился до 29 человек.
Благодаря своим уникальным характеристикам бывшее советское судно было отобрано среди других 30 судов в группу сил быстрого реагирования – элитное подразделение Командования морских перевозок. Надо признать: у адмиралов ВМС США отличный вкус – среди тысяч судов советского флота, брошенных на произвол, они смогли выбрать для себя самое ценное.
(По материалам “Военного обозрения”)