первый арктический ледокол Ермак

Первый арктический ледокол

  • Ермак в гавани подходя к месту стоянки в Кронштадте4 марта 1899 года по пристани Кронштадта ходили тысячи удивленных людей. Несмотря на метровый слой льда, к городку подошло огромное судно под названием «Ермак». Для обитателей острова Котлин пахарь льда не был чудом — ведь первый в мире ледокол «Пайлот» сконструировал их земляк Михаил Бритнев. Но та машина начинала ходить по Финскому заливу лишь в конце апреля, когда лед становился тонким. Поэтому появление ледокола в Кронштадте в начале марта вызвало у горожан неподдельное удивление — то был звездный час адмирала Макарова. Он добился своего.

    Над осуществлением идеи создания мощного ледокола, пригодного для проведения исследований в Северном Ледовитом океане и продления навигации в портах России, впервые задумался вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Мысль о создании такого судна он высказал зимой 1892 года. Реальным осуществлением проекта адмирал занялся спустя пять лет.

    В докладной записке к управляющему Морским министерством Макаров предлагал создать мощный ледокол для плавания в арктических водах. Но его заявка была отклонена. Адмирал с этим не смирился. То, что он сделал, сегодня назвали бы грамотной PR-кампанией. Чтобы ознакомить общественность со своим проектом, адмирал подготовил цикл лекций. Одна из них – «К Северному полюсу – напролом» – сильно заинтересовала журналистов, и вскоре о его затее был наслышан весь Петербург.

    Первое полярное плавание ледокола Ермак

    Идеей постройки ледокола заинтересовался Дмитрий Менделеев. Ключевой фигурой в проекте стал министр финансов Витте. Макаров и Менделеев убедили его, что проект окупит себя. В ноябре 1897 года Витте ознакомил с проектом царя и получил его одобрение. Вскоре состоялся конкурс между тремя фирмами – «Бурмейстер и Вайн» (Дания), «Армстронг, Витворт и К» (Британия) и «Пиллау» (Германия). Наиболее выгодные условия предложила фирма Армстронга, поэтому выбор пал именно на нее.

    Ледокол по заказу России был заложен в Ньюкасле в декабре 1897 года. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. «Ермак» был спущен на воду на месяц позже контрактного срока и после заводских испытаний был принят в эксплуатацию.

    Любопытная деталь: во время строительства корабля Макаров был обеспокоен тем, что при плавании во льдах ледокол получит пробоины и затонет. Поэтому он изготовил цинковую модель судна в масштабе 1:48 с точно такими же водонепроницаемыми отделениями в днище. Все отделения имели отверстия, закрываемые пробками. В ходе опытов в ванне, заполняя водой 1−2 отсека, Макаров убедился, что опасения его напрасны. Поэтому, когда в ходе первого пробного плавания в Арктику ледокол получил серьезную пробоину, адмирал был спокоен. Он знал, что машине ничего не грозит.

    Обошедшийся империи в 1,5 млн рублей ледокол практически мгновенно окупил себя. Зимой 1899 года во время метели на мель у острова Гогланд сел новейший броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Если бы не «Ермак», корабль стоимостью 4,5 млн рублей получил бы существенные повреждения. Позже ледокол еще неоднократно будет спасать самые разнообразные суда.

    С ледоколом «Ермак» были связаны многие известные люди той поры. Среди них Александр Попов. Его первая радиограмма была послана именно командиру «Ермака» во время спасения броненосца у острова Гогланд. Попов был искренне рад: его изобретение помогло спасти человеческие жизни.

    ледокол Ермак«Ермак» рубил лед так же, как современные ледоколы – взбирался на ледовое поле и своим весом ломал его. Преодолевать особенно толстый лед судну помогала дифферентная система. На ледоколе находились две цистерны – носовая и кормовая, соединенные трубой. Когда ледокол застревал, в носовую цистерну из кормовой на высокой скорости перекачивалась вода – это помогало ему резать лед. Гребные винты «Ермака» приводились в движение от трех паровых двигателей суммарной мощностью 9000 л.с. Котлы, вырабатывавшие пар, работали на угле. Огромные угольные бункеры занимали полдлины ледокола. Автономность плавания была 4400 морских миль, а круизная скорость по воде составляла 12 узлов. Кочегарами на борту «Ермака» работали почти 100 человек.

    Но удача не всегда сопутствовала ледоколу Макарова. Адмирал надеялся достичь на «Ермаке» Северного полюса. Но судно было недостаточно мощным, чтобы преодолевать льды высоких широт Арктики. Пределом для ледокола стали 81 градус 28 минут северной широты.

    Но что удивительно: маломощный по сравнению с современными ледоколами «Ермак» прошел через три войны — Японскую, Первую и Вторую мировую — и прослужил на Крайнем Севере более 60 лет. Его списали только в 1963 году – и пустили прославленный ледокол на переплавку.

    По материалам портала «Популярная механика»


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    10.07.2020
    Малоизвестные подробности строительства Керченского моста, впервые соединившего Кавказ и Крым в 1944 году
    06.11.2020
    Закладка нового ледокола по заказу ФГУП «Росморпорт» мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 состоялась […]
    13.11.2020
    Начались работы по аудиту объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) атомного ледокола «Арктика». Их проводят […]
    08.12.2020
    В декабре этого года специалисты «Балтийского завода» приступят к строительству очередного атомного ледокола проекта […]
    23.12.2020
    ООО «Оборонлогистика» распространило сообщение о сложившейся ситуации со своим судном «Спарта III», которое застряло […]
    13.11.2020
    ФГУП «Росморпорт» объявило конкурс на строительство линейного дизель-электрического ледокола мощностью 18 МВт ледового класса […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.