Русский мост во Владивостоке, соединивший материк с островом Русский через пролив Босфор Восточный, по праву можно назвать уникальным достижением российских инженеров. Это самый длинный вантовый мост в мире. Его полная протяженность превышает 3 км. Мост имеет самый большой в мире пролет среди вантовых мостов, длиной 1104 метра. Кроме того, он является вторым по высоте мостом в мире: высота пилонов составляет 324 метра. А высота полотна – 70 метров над поверхностью воды – позволяет даже самым большим океанским лайнерам свободно проходить под ним. Все сооружение весит 23 тыс. тонн. Это первое мостовое сооружение подобных размеров и конструкции в России.
До его появления у местных жителей было только два варианта переправы на материк – на пароме или зимой пешком по льду, покрывающему пролив. О строительстве переправы здесь задумались еще в первой половине XX века. Первый проект моста разработали в 1939 году. Предполагалось, что конструкция будет деревянной и соединит Токаревский мыс и остров Елены.
О строительстве моста активно заговорили во время подготовки к саммиту АТЭС. В 2007 году началось проектирование. Основная сложность заключалась в том, что за короткий срок нужно было разработать не только план объекта, но и предусмотреть отрицательные факторы: нестабильную погоду и сезонные колебания температур, высокую сейсмическую активность региона, проходящие через пролив суда и полуметровую ледяную корку, образующуюся на водной поверхности зимой. Разработка проекта обошлась в 643 млн рублей и была завершена менее чем через 6 месяцев в марте 2008 года. Это стало своего рода мировым рекордом.
Строительство было начато 3 сентября 2008 года. Впервые вантовый мост строился в условиях сильного ветра, перепадов температур и влажного климата.
Вантовая система Русского моста была спроектирована лучшими инженерами России и зарубежья. Ванты состоят из параллельных прядей в количестве от 13 до 85, каждая индивидуально защищена от коррозии. Благодаря применению специальной стали ванты могут выдержать температурный диапазон от -40 до +40, а срок их эксплуатации – до 100 лет. Аэродинамическое сечение пролетного строения делает мост устойчивым даже к шквалистому ветру, которым так славится Владивосток.
Строился мост одновременно с двух частей суши – с Русского острова и с материка. 12 апреля 2012 года произошло историческое событие – стыковка панелей в центре моста. 2 июля по мосту впервые проехала строительная техника, затем его опробовали велосипедисты.
Интересно отметить, что последние консоли, которые должны были замкнуть конструкцию, устанавливались ночью, поскольку под воздействием солнечного света параметры металлических блоков могут менять свои характеристики, а для состыковки пазов необходима максимальная точность.
Оборудование освещения моста на остров Русский было завершено в начале 2013 года. Главная задача подсветки – создать иллюзию плавающего в воздухе моста и подчеркнуть при этом его основные элементы – гигантские опоры и ванты, окрашенные в цвета российского флага. Осветительное оборудование закреплено таким образом, чтобы не создавать трудностей при эксплуатации. Освещение не просто подсвечивает мост, но и заметно преображает внешний вид в темное время суток.
За конструкцией моста ведется строгое наблюдение, ее состояние круглосуточно контролируется спутниковыми системами. Внутри каждого пилона спрятаны лестницы, по которым можно попасть на смотровые площадки. Они доступны только персоналу, следящему за мостом, и лишь изредка на них пускают фотографов.