Петербургскому Морскому каналу 135 лет

Петербургскому Морскому каналу 135 лет

  • 15 мая исполнилось 135 лет Морскому каналу, торжественно открытому в 1885 году. Его построили, чтобы перенести главный порт России из Кронштадта на Гутуевский остров, где сейчас, переняв эстафету у Ленинградского морского торгового порта, работает АО «Морской порт Санкт-Петербург».

    В преддверии юбилея компания подготовила историческую справку о Морском канале. Первым о необходимости канала задумался еще Петр Великий. В 1724 году посол Франции писал, что две тысячи солдат трудятся на строительстве канала между Кронштадтом и Петербургом, «дабы в последний могли входить большие корабли». Но смерть Петра отложила воплощение идеи. Суда предпочитали разгружать в Ревеле и Нарве, а затем уже по Балтийской железной дороге товары отправляли вглубь страны. Поэтому все чаще стали поступать предложения перенести порт на Гутуевский остров.

    К середине ХIХ века существовало несколько проектов по переносу. Например, в городе предлагали снести Новую Голландию, отдать под склады здания Университета и Академии наук и вырыть на Васильевском острове огромные бассейны для погрузки-выгрузки судов. Существовал и проект строительства в городской черте железнодорожной эстакады. Нашлись желающие на месте нынешнего Морского канала насыпать дамбу-плотину до Кронштадта и провести по ней железнодорожную ветку.

    После многолетних дискуссий и согласований был выбран «Гутуевский вариант», предложенный инженером и предпринимателем Николаем Путиловым. Главная его идея заключалась в соединении трех торговых путей: морского, речного и железнодорожного. Этот план в 1874 году утвердил Александр II, а в 1877 началось строительство.

    Чтобы построить канал, Путилов создал целую флотилию из 59 судов: пароходов, шаланд, самоходных барж и паромов. С участием шести земснарядов они поднимали со дна, перегружали и перевозили одновременно более 1 тыс. куб. м грунта. В дно залива забили около 10 тыс. свай. Свайные ряды обшили изнутри досками, заполнили щебнем и землей. Надводные откосы дамб покрыли крупным булыжным камнем, уложенным на слой щебня.

    Искусственное русло на дне залива надежно соединило город-порт с Мировым океаном. Если раньше до Петербурга могли доходить суда с осадкой не более 7-8 футов, то по правилам 1887 года по каналу могли следовать суда с осадкой до 20,5 футов.

    Так Санкт-Петербург превратился в важнейший транспортный узел страны, связывающий морские и железнодорожные пути. В честь этого события была выпущена памятная медаль, а на выступе дамбы, отделяющей Гутуевский бассейн от Невы, установлен обелиск.


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    08.10.2020
    Нефтяная проблема была в центре внимания нацистского руководства с самых ранних пор возникновения режима, […]
    17.07.2020
    Японские торпеды-кайтэн, управляемые пилотами-смертниками, получили широкую известность в военной истории, несмотря на их низкую […]
    18.11.2020
    В начале 1970-х годов с успехом развивались две лунные программы — американская и советская. […]
    08.06.2020
    По одной из версий, первенство в создании подземоходов принадлежит Советскому Союзу. Еще в 30-е […]
    27.01.2020
    Ретро-поезд 1929 года отправился в исторический рейс в Петрокрепость
    18.12.2020
    дин из самых оригинальных вариант повышения ходовых характеристик судна был предложен в конце XIX […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.