За период пандемии коронавируса падение российского рынка автомобильных грузоперевозок в непродовольственном секторе составило порядка 50%, продовольственный сегмент также демонстрирует падение, но пока незначительное. Такие данные привел президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Митягин в ходе онлайн-конференции «Влияние COVID-2019 на логистику проектных грузов», организованной “HEAVY WORLD”.
«Строительный сегмент грузовых автоперевозок более-менее дышит. И так как некоторые секторы высвобождаются, многие перевозчики перепрофилируются и начинают встраиваться в строительный сегмент, – рассказал В.Митягин. – Объем перевозок в целом падает, соответственно, ценообразование на рынке – тоже. Люди не понимают, за что они работают. Некоторые же просто, снижая цены, хотят выждать ситуацию, рассчитывая, что месяц можно и в убыток поработать. Это печально, потому что люди не зарабатывают. Они просто содержат коллектив, чтобы удержать водителей. Ни о какой прибыли речь не идет».
В.Митягин также затронул тему межрегиональных перевозок в связи с введением пропусков. «Зачем вводить пропуска для грузоперевозчиков, если это возможно сделать на основании путевых листов, накладных? Перевозчик на грузовике не ездит просто так из Санкт-Петербурга в Москву или Краснодар. У нас же запустили именно такую систему пропусков, хотя в Европе, если есть путевой и накладная, ты спокойно проезжаешь. Не совсем правительство и региональные исполнительные власти подготовились к этому вопросу». По словам В.Митягина, в ассоциацию поступают обращения от автоперевозчиков с жалобой на принудительный карантин на 14 дней после рейса в другой регион. «Это неправильно. Нельзя перегибать палку», – считает он.
При этом, в Краснодарском крае ввели три вида пропусков, а, например, в Санкт-Петербурге пропускного режима нет. «Масса таких нюансов таких возникают. Этот абсурдность удивляет. Зачем? Краснодар даже в пятерку наиболее «острых» регионов не входит, а такие меры вводит. В Санкт-Петербурге пока нет. Это создает дополнительный коллапс и недовольство людей. Есть факты, когда москвичи, находящиеся на жестком карантине, едут в Петербург, где нет пока жестких ограничений, просто погулять», – сказал В.Митягин.
Кроме того, по информации В.Митягина, автоперевозчики сталкиваются с проблемами при получении спецразрешений. «Многие контролирующие органы, чиновники работают удаленно, и стало трудно оперативно и в срок получить спецразрешения. Люди перевозят крупнотоннажные груз, сложность есть в получении спецразрешений, особенно у федералов. И, соответственно, где двигаются по дорогам с нарушением, некоторые пользуются ситуацией и вымогают деньги. На дорогах начинают беспределить, угрожать, что машину поставят на штрафстоянку».
Говоря об обещанной государством поддержке бизнеса, В.Митяги высказал мнение: реальной поддержки сегодня бизнес не ощущает. «Многие перевозчики сегодня столкнулись с тем, что правительство в документе прописало всего несколько кодов ОКВЭД для автотранспортной отрасли. Но есть позиции ОКВЭД, которые не попали в документ, и, соответственно, многие перевозчики оказались без поддержки. Мы сейчас готовим обращение в правительство с тем, чтобы расширили перечень ОКВЭД и остальные категории автоперевозчиков смогли получить поддержку от государства, – рассказал В.Митягин. – Не все лизинговые компании идут навстречу перевозчикам и дают рассрочку платежей».
В завершение он отметил, что складывающаяся сегодня ситуация помогает посмотреть на положение дел в отрасли и в стране с другой стороны. «Мы аккумулируем все предложения, которые поступают в это время от автоперевозчиков, и направляем их правительство. Возможно, правительство призадумается», – резюмировал В.Митягин.