Самый длинный и глубокий в мире Готардский базисный* тоннель был открыт 1 июня 2016 года в Швейцарии. А регулярное движение по нему началось 11 декабря 2016 года. Новый тоннель не только обеспечил железнодорожное сообщение через Альпы, но и перевел грузовые перевозки север-запад с автомобильных на более экологичные железнодорожные.

Идея постройки тоннеля была выдвинута еще в 1947 году. Первый вариант проекта был составлен министерством внутренних дел Швейцарии в 1962 году и включал двухпутный тоннель в виде прямой линии, который должен был протянуться на 45 км.

Проект, строительство которого обошлось в более чем 12 млрд долларов, был одобрен швейцарцами на референдуме в 1992 году. Первые геологоразведочные работы начались в 1993 году, а основное строительство – 4 ноября 1999 года. Буровые работы в восточном тоннеле завершили 15 октября 2010 года, в западной части – 23 марта 2011 года. 24 августа 2015 года власти Швейцарии объявили, что большинство технических работ по сооружению железнодорожной инфраструктуры тоннеля завершено.
Строительство тоннеля по контракту с правительством Швейцарии вела компания AlpTransit Gotthard AG. Деньги на финансирование проекта были взяты из бюджетных поступлений от налогов на топливо и на добавленную стоимость, еще часть средств – государственный заем, который должен быть выплачен в течение 10 лет.

Факты и цифры:
- Длина: западный тоннель – 56978 м, восточный тоннель – 57091 м.
- Полная длина, включая служебные и пешеходные ходы – 153,4 км.
- Общая протяженность пути, пройденного с помощью тоннелепроходческих комплексов – 45 км.
- Объём извлеченных скальных пород: 24 млн т (13,3 млн куб. м).
- Полная стоимость: 12 млрд долларов.
- Частота движения поездов: 260 грузовых поездов и 65 пассажирских поездов в день.
* Базисными туннелями называют транспортные сооружения, выходы которых располагаются у самого подножия хребта. Поезда попадают в туннель непосредственно с равнинного участка, что позволяет значительно увеличить скорость и максимальную массу составов.

