На сайте правительства РФ опубликовано постановление от 4 октября 2018 года №1189 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года».
Согласно справке к документу, законопроект внесен Минтрансом и МИД России.
Афинская конвенция, определяющая ответственность перевозчика в международной морской перевозке пассажира и его багажа, была принята 13 декабря 1974 года и вступила в силу 28 апреля 1987 года. В 1976 году Афинская конвенция была дополнена Протоколом.
СССР присоединился к Афинской конвенции в 1983 году. Россия участвует в Афинской конвенции как правопреемник СССР. В Кодексе торгового мореплавания РФ положения Афинской конвенции составляют основу национальных правил о договоре перевозки пассажиров и их багажа морем.
1 ноября 2002 года в Лондоне был принят Протокол к Афинской конвенции, который вступил в силу 23 апреля 2014 года. Протокол 2002 года внес существенные изменения в содержание конвенции.
В частности, было введено обязательное страхование пассажиров на судах и повышены пределы ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира (предел обязательного страхования или другого финансового обеспечения составляет не менее 250 тыс., но не более 400 тыс. расчетных единиц на одного пассажира в каждом конкретном случае).
Установлен предел ответственности по каждому конкретному инциденту за всё время перевозки, а не относительно перевозки в целом.
Введено требование перевозчиков об обеспечении страхования или другом финансовом обеспечении для покрытия гражданской ответственности за вред жизни и здоровью пассажиров судна, перевозящего более 12 пассажиров.
В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» решение о присоединении к Протоколу 2002 года подлежит принятию в форме федерального закона, так как он содержит правила, отличные от предусмотренных российским законодательством.
Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании правительства 27 сентября 2018 года.