8 сентября 2017 года вступает в силу Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года, стороной которой является Российская Федерация.
Как сообщили SeaNews в пресс-службе Минтранса, в отношении судов под флагом Российской Федерации Конвенция применяется как при плавании в российских водах (портах), так и при заходе этих судов в иностранные порты.
Конвенция не применяется к:
- судам, которые не спроектированы или не построены для перемещения балластных вод и осадков;
- судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией государства флага судна (территориальное море и внутренние морские воды), если государство флага судна не решит, что сброс балластных вод с таких судов либо ухудшит окружающую среду, здоровье человека, имущество или ресурсы – свои или прилегающих других государств, либо причинит им ущерб;
- судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией другого государства, если это государство разрешает такое исключение;
- судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией одного государства и в открытом море (без захода в иностранные территориальное море или внутренние морские воды), если такое государство не решит, что сброс балластных вод с таких судов либо ухудшит окружающую среду, здоровье человека, имущество или ресурсы – свои или прилегающих других государств, либо причинит им ущерб;
- военным кораблям, военно-вспомогательным судам или другим судам, принадлежащим государству или эксплуатируемым им и используемым только для правительственной некоммерческой службы;
- судам, перевозящим в закрытых танках постоянные балластные воды, которые не подлежат сбросу;
- судам-земснарядам в отношении воды в их трюмах;
- плавучим установкам для хранения и плавучим установкам для производства, хранения и выгрузки.
Иначе говоря, Конвенция в том числе не применяется к судам, работающим в водах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и в открытом море (за исключением специально оговоренных Российской Федерацией прибрежных морских районов, сброс балластных вод в которых может нанести существенный вред окружающей среде, здоровью человека, имуществу или биологическим ресурсам). При введении таких районов, Российская Федерация обязана заранее уведомить судовладельцев и другие заинтересованные стороны не менее, чем за 6 месяцев.
К дате вступления Конвенции в силу Россия не принимала решения о том, что сброс балластных вод с судов, эксплуатируемых исключительно в водах под юрисдикцией России или в водах под юрисдикцией Российской Федерации и в открытом море, либо ухудшит окружающую среду, здоровье человека, имущество или ресурсы – свои или прилегающих других государств, либо причинит им ущерб, и следовательно для таких судов не возникает обязанности выполнять требования Конвенции, если только Обязательными постановлениями по конкретному морскому порту не установлены процедуры управления балластными водами при заходе в такой морской порт. Для указанных судов нет необходимости получать какое-либо изъятие или освобождение от требований Конвенции.
В Российской Федерации уполномоченной организацией по освидетельствованию судов на соответствие Конвенции является Российский морской регистр судоходства, а в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, также – классификационные общества Bureau Veritas и RINA.
По результатам освидетельствования на соответствие Конвенции на судно выдается Международное свидетельство об управлении балластными водами.
Одним из требований Конвенции является наличие на судне системы управления балластными водами, обеспечивающей обработку таких вод, с тем, чтобы количество вредных организмов в сбрасываемой за борт воде не превышало определенных концентраций (Стандарт D-2).
Суда, построенные 8 сентября 2017 года и после этой даты, должны соответствовать Стандарту D-2 с даты поставки.
Для существующих судов система управления балластными водами стандарта D-2 должна быть установлена на судне до даты ближайшего освидетельствования для возобновления Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (IOPP), которая наступит после 8 сентября 2017 года.
Суда, к которым не применяется возобновляющее освидетельствование IOPP, должны соответствовать стандарту D-2 с 8 сентября 2017 года.
Международная морская организация в 2017 года на КЗМС-71 рассматривала вопрос сроков и порядка применения стандарта D-2 (необходимость наличия на борту системы управления балластными водами) и одобрила резолюцию, предполагающую следующий график применения стандарта D-2:
- суда, построенные 8 сентября 2017 года или после этой даты, должны соответствовать требованиям D-2 к моменту поставки судна;
- для судов, построенных до 8 сентября 2017 года, применение стандарта D-2 определяется в зависимости от сроков проведения возобновляющего освидетельствования по IOPP, а именно:
– если возобновляющее освидетельствование по IOPP проведено в период с 8 сентября 2014 до 8 сентября 2017 года, то судно должно соответствовать стандарту D-2 при первом возобновляющем по IOPP после вступления Конвенции в силу (8 сентября 2017 года);
– если возобновляющее освидетельствование по IOPP проведено в период с 8 сентября 2017 до 8 сентября 2019 года, то судно должно соответствовать стандарту D-2 при втором возобновляющем освидетельствовании по IOPP после вступления в силу Конвенции.
Для судов, не подпадающих под требования Приложения 1 к Конвенции МАРПОЛ, срок соответствия стандарту D-2 определяется Администрацией, но он должен быть не позднее 8 сентября 2024 года.
В связи с тем, что Конвенция на момент проведения КЗМС71 еще не вступила в силу, приведенная схема будет окончательно принята на КЗМС-72 в апреле 2018 года после вступления в силу Конвенции.
В Российской Федерации подтверждена возможность раннего срока предъявления судна к возобновляющему освидетельствованию по IOPP и, как следствие, что позволяет судовладельцам получить при выполнении указанных выше условий максимальную отсрочку по применению стандарта D-2.