В апреле 2017 года Группа компаний «Евросиб» отметила 25-летний юбилей. О приоритетах в бизнесе «Евросиба» и транспортном рынке в целом – разговор с генеральным директором ЗАО «Евросиб» Дмитрием Никитиным.
— Дмитрий Николаевич, транспортный и автомобильный сегменты бизнеса Евросиба, по сути, не пересекаются. Это сделано намеренно или так исторически сложилось? Никогда не возникало идей и проектов на стыке, таких как, например, перевозка автомобилей, автомобильные терминалы, таможенный сервис?
— Во-первых, они пересекаются – в Корпоративном центре Евросиб на Мичуринской. Во-вторых, было несколько «подходов» к сегменту таможенного сервиса. До грузового автотранспорта в силу железнодорожной специализации мы не доходили. Честно говоря, в этой отрасли необходимо навести порядок на законодательном уровне, тогда мы подумаем.
— Каковы сегодня место и роль контейнерного бизнеса в транспортном блоке Евросиба? Одно время складывалось впечатление, что Евросиб отходит от контейнерного бизнеса (в частности, на такие выводы наводила продажа терминальных активов: в прошлом году – Шушары, ранее – Предпортовый). В то же время терминал в Новосибирске продолжает работать…
— По объему контейнерный бизнес у нас сегодня не самый большой. Продажа терминалов связана исключительно с тем, что в какой-то момент питерские порты в совокупности переразвили свои терминальные мощности, и Шушары не заработали в полной мере, терминал оказался невостребованным.
Терминал Евросиб-Новосибирск работает и имеет огромный потенциал. Есть и другие точки, в которых мы планируем организовать перевалку, взаимодействуем с партнерами.
Контейнерный бизнес будет расти, и мы очень серьезно на него смотрим и рассчитываем. При этом мы активно работаем с полувагонами, крытыми вагонами, лесными платформами. В этом плане считаем перспективным наше подразделение в Хабаровске. Во-первых, он ближе к порту Советская Гавань, то есть к верхним морским точкам пересечения. Во-вторых, в Хабаровске есть производство, и здесь мы занимаемся формированием отправок продуктов для экспортного сегмента, прежде всего по лесной номенклатуре.
— Какие приоритеты компания ставит в сфере транспортного бизнеса?
— Мы считаем приоритетными все направления, по которым работаем. И наша стратегия на ближайшие годы заключается в наращивании уже действующих сегментов и внедрении новых технологий.
— В каком направлении развивается сейчас рынок экспедиторских услуг?
— По действующему закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» сейчас экспедитора можно представить как компанию-перевозчика хлеба по городу. Но в нашей отрасли колоссальные выручки! К сожалению, государство пока не создает институциональных условий, чтобы предприятия развивались и обладали способностью инвестировать.
По моему мнению, нельзя списывать со счетов экспедиторские компании, ведь это все-таки агенты по взаимодействию, у них колоссальный потенциал. Отрасль нуждается в четкой структурированности.
— Как Вы оцениваете состояние транспортного рынка в целом, каковы, на ваш взгляд, его перспективы?
— Работы хватает. Но для того, чтобы она была более качественной, необходимы подвижки и со стороны государства, и со стороны РЖД. В частности, необходима рыночно ориентированная стратегия. Но кардинальных решений, которые улучшат работу всех участников рынка, пока нет.
Отрасль очень сложная, и весь транспорт не является высокомаржинальным. Не в пользу транспортной отрасли играет и практика последних лет считать все через стоимость жилья, через рентабельность его строительства – произошел уход от специализированных финансовых институтов, которые в свое время работали, можно сказать, в ручном режиме, имели свои нормативы и не сравнивали несколько отраслей между собой. Сейчас этот «универсализм», к сожалению, сделал свое плохое дело.