Постановлением правительства РФ от 13.08.2016 N 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» вводятся новые «Правила осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Мы попросили заместителя генерального директора по интермодальным перевозкам ООО «Транспортно-экспедиторский Альянс Восток-Запад» Дмитрия Ушакова сравнить новые правила со старыми и прокомментировать, что меняется с точки зрения перевозчика.
Заместитель генерального директора
по интермодальным перевозкам
ООО «Транспортно-экспедиторский Альянс Восток-Запад»
Д.В. Ушаков
В. п.6. новой редакции конкретизированы условия проведения досмотра в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, низкого фитосанитарного риска, ее упаковки — «если при их осмотре обнаружены организмы, сходные по морфологическим признакам с карантинными объектами, симптомы болезней растений или признаки повреждения подкарантинной продукции карантинными объектами».
В предыдущий редакции Правил условия проведения досмотра были регламентированы «итогами определения для каждой партии подкарантинной продукции уровня риска как максимального, повышенного или допустимого». Причем «Уровень риска определяется вероятностью заражения (засорения) ввозимой подкарантинной продукции карантинными вредными организмами с учетом результатов анализа фитосанитарного риска».
Таким образом, в предыдущей редакции не указаны сроки проведения анализа фитосанитарного риска, а также орган (организация) ответственный за эту процедуру. Возникновение ситуации необходимости проведения анализа ввозимой подкарантинной продукции на предмет определения уровня фитосанитарного риска, безусловно, вносило дополнительные трудности для экспедиторов и грузополучателей. Дата получения продукции отодвигалась на неопределенные сроки, а совокупные затраты на обработку груза при прохождении границы требовали перерасчета. В новой редакции термин «анализ фитосанитарного риска» упразднен. Фигурируют привычные термины «осмотр» и «досмотр», что, несомненно, упрощает контроль за получением продукции.
Вместе с тем, в п. 7 и п.8 предыдущей редакции более подробно прописан комплекс процедур при проведении досмотра на предмет определения уровня фитосанитарного риска, а также особенности взаимодействия представителя собственника подкарантинной продукции и должностными лицами таможенного органа по передачи протокола, сформированного по результатам определения уровня риска.
В п. 9 новой редакции отмечено, что «в случае если на подкарантинную продукцию, прибывшую морским или воздушным транспортом на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не представлены документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, такие товары помещаются перевозчиком на склад временного хранения или в иное место временного хранения», причем, как прописано в п. 11 «в случае если в течение 3 суток на подкарантинную продукцию, помещенную в место временного хранения в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, в таможенный орган не представлены документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, должностное лицо таможенного органа осуществляет действия в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил», т.е. принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции.
Эти новые положения в Правилах создают более благоприятные условия для экспедиторов и грузополучателей, дают дополнительные возможности для исправления ситуации в случае неполного или неправильно оформленного пакета документов. Предоставляемый срок временного хранения в 3 суток позволяет оперативно дослать (довезти) документы и, тем, самым положительно решить вопрос ввоза продукции. Это нововведение особенно актуально в настоящее время, когда география производителей ввозимой подкарантинной продукции может меняться достаточно часто.
Кроме того, в новой редакции упразднен пункт о взаимодействии Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с Федеральной таможенной службой относительно «введенных запретах на ввоз в отношении партий подкарантинной продукции, произведенных или сформированных в определенных иностранных государствах (группе иностранных государств), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору была обязана информировать Федеральную таможенную службу в течение 1 дня с даты введения таких запретов.
Это обязывает импортеров более плотно контактировать с компаниями производителями подкарантинной продукции с точки зрения предоставления пакета документов, а также с соответствующими органами надзора производства сельхозпродукции в стране-импортере.