В рамках международного форума Северное измерение в Петербурге прошел круглый стол по транспорту и логистике. Модераторами выступали Том Хюльделунд, CEO Maersk (Россия, Финляндия, Прибалтика), и Андрей Тонких, советник председателя Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ.
Открывая заседание, Т.Хюльделунд сравнил ситуацию несколько лет назад, когда встречи в таком формате только начинались, с нынешней. «Сейчас наблюдается некоторый спад. Но, возможно, именно сейчас – подходящее время для того, чтобы инвестировать. Потому что, если оглянуться, что было два года назад – все было очень дорого. Теперь все подешевело. Где вызовы, там открываются и возможности. А инфраструктура всегда нуждается в инвестициях». По итогам круглого стола, сообщил Т.Хюльделунд, в министерство транспорта будут направлены предложения, и пригласил участников встречи выдвигать их.
Эталон единого окна
Ряд выступлений был посвящен информационным технологиям. Динара Секербаева, начальник отдела перспективных таможенных технологий департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, рассказала об эталонной модели «единого окна», которую разрабатывает ЕЭК. По ее словам, это будет интеллектуальный механизм, который самостоятельно обрабатывает информацию и самостоятельно, без привлечения должностных лиц, выдает решение.
Предполагается, что обмен информации будет осуществлять на всех уровнях – business to business, business to government, government to government. По мысли разработчиков, система будет охватывать такие сферы как торговля, логистика, банковская деятельность, страхование, аудит, а также таможенную очистку и всех регуляторов, которые занимаются выдачей разрешительных документов. В связи с этим у участников круглого стола возник вопрос по ветеринарным и фитосанитарным документам – будет ли система работать шире, чем между странами ЕАЭС, ведь импорт идет со всего мира. Д.Секербаева ответила, что в 2018 году планируются пилотные проекты по экспорту и по импорту, одним из потенциальных партнеров является Китай, сейчас ведутся переговоры по взаимодействию. «Здесь учитывается и фитосанитарный, и ветеринарный блок, методы по тарифному и нетарифному регулированию, вопросы интеллектуальной собственности».
Ключевой для системы момент – однократное предоставление сведений через одну точку входа, задача стоит так, чтобы через свое национальное окно можно было запрашивать и получать услуги в других государствах-членах Союза (отмена принципа резидентства). При этом, отметила Д.Секербаева, «ЕЭК не претендует на создание наднационального единого окна – мы хотим определить вектор и придать динамику для правительств государств-членов и деловых кругов, в каком ключе развивать свои национальные единые окна, чтобы привести их к эталону и впоследствии обеспечить их интеграцию между собой. В государствах сейчас имеются национальные проекты, которые не планируется ломать, планируется их дальше совершенствовать и интегрировать».
Проект рассчитан на шестилетний период. «Мы пока находимся на предварительной стадии – стадии сбора, оценки, анализа информации с последующим переходом к проектированию и оптимизации всех процедур», – сказала Д.Секербаева.
Таможенные технологии
Виктория Корявцева, главный инспектор отдела по внедрению перспективных таможенных технологий службы организации таможенного контроля СЗТУ, рассказала об итогах внедрения электронного декларирования и предварительного информирования, а также о действующих и новых таможенных экспериментах. Так, в порту Усть-Луга на Усть-Лужском таможенном посту Кингисеппской таможни в экспериментальном порядке используется прототип портала «Морской порт», задуманного как единая платформа для информационного взаимодействия всех участников процесса. По данным СЗТУ, результатом эксперимента стало сокращение сроков нахождения товаров в порту.
Т.Хюльделунд подтвердил, что вывоз контейнеров из порта осуществляется теперь намного быстрее, чем раньше. «То, что вы делаете, – работает. Поздравляю!» С ним согласилась Ирина Капитанова, коммерческий директор ГК Балтика-Транс: «10 лет назад контейнеры проводили в порту 10 дней, сейчас средний срок хранения – четыре, пять дней максимум, при хорошей работе за два дня можно выпустить и вывезти контейнер из порта». Участники круглого стола предложили включить в пилотный проект также Большой порт Санкт-Петербург. По словам В.Корявцевой, такая возможность рассматривается.
Еще один эксперимент начинается в апреле этого года – по отработке технологии автоматического принятия решения о выпуске товаров. «Декларация сначала автоматически регистрируется и сразу автоматически выпускается», – объяснила суть технологии В.Корявцева. Таможенные посты СЗТУ в перечень таможенных органов, где будет проводиться эксперимент, не попали, однако управление обратилось в ФТС с просьбой включить в пилотную зону один из сухопутных таможенных постов.
Т.Хюльделунд обратил внимание на то, что таможня и Евразийская экономическая комиссия реализуют сходные проекты. «Вы вместе работаете и обмениваетесь идеями?», – поинтересовался он. Д.Секербаева подтвердила, что ЕЭК работает с ФТС и таможенными службами других государств-членов Союза. «Данные и предложения СЗТУ направляются в ФТС, которая направляет вопросы и предложения в ЕЭК, – пояснила В.Корявцева. – Работаем в тесном взаимодействии». На вопрос Т.Хюльделунда, принимаются ли в расчет бизнес-аспекты и спрашивают ли мнение бизнеса при разработке моделей, Д.Секербаева ответила: «Обязательно спрашиваем. Представители бизнеса являются постоянными членами наших рабочих и экспертных групп».
Железная дорога
Владимир Орлов, начальник службы технической политики ОЖД, продолжил тему информационных технологий, рассказав о развитии безбумажных технологий при железнодорожных перевозках на порт Усть-Луга. На сегодня действует пилотной проект по перевозке грузов без бумажных документов из Киришей на Усть-Лугу. Жд станция в Усть-Луге запланирована полностью под электронный документооборот. «У нас, конечно, и с налоговыми органами, и с таможенными есть вопросы, не все у нас получается, но мы работаем вместе. В ближайшие четыре года Усть-Луга будет работать полностью по электронному документообороту», – пообещал он.
Главной же темой доклада были инфраструктурные проекты, реализуемые в регионе на железной дороге. В.Орлов рассказал о ходе развития жд подходов к портам Усть-Луга и Мурманск, выносе грузового движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская, реконструкции жд станций и путей, а также о вновь реанимированном проекте Белкомур. По его словам, с потенциальными грузоотправителями, среди которых Новатэк, Евротрансгаз, Роснефтегаз, подписаны соглашения, обеспечивающие грузопоток на этом маршруте в объеме 23,5 млн тонн. РЖД подготовили и направили на согласование в Минтранс проект указа президента РФ о мерах по организации строительства железнодорожного Северного хода и проект постановления правительства РФ о комплексной государственной поддержке проекта. Экономический эффект от реализации проекта в РЖД «в первом приближении» оценивают в 246 млрд рублей до 2050 года, необходимые инвестиции – в сумму более 250 млрд. Финансирование планируется в рамках ГЧП, а также за счет средств ФНБ, регионов и РЖД.
Вопрос, планируется ли строительство жд подходов к порту Бронка, запуск которого анонсируется в сентябре этого года, В.Орлов назвал провокационным. По его словам, первые предложения от Бронки поступили в этом году, до этого они достаточно долго о перевозках железнодорожным транспортом не говорили. «Мы их [предложения] рассмотрели и дали свои замечания, сейчас идет взаимодействие. Сказать, что мы к чему-то уже пришли, нельзя. Но такой порт, с такими объемами, как они заявляли, не может обойтись без железной дороги».