На прошедшей в среду видеоконференции ФТС и главных «морских» региональных таможенных управлений – СЗТУ, ДВТУ и ЮТУ – обсуждался вопрос информационного обеспечения таможенных операций. Как сообщил и.о. первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Сергей Амельянович, в настоящее время разрабатывается проект модели электронного взаимодействия при совершении таможенных операций и таможенного контроля в отношении морских судов и перемещаемых ими товаров – «Морской порт». «Главной идеей проекта является создание единого информационного пространства (платформы), обеспечивающей информационное взаимодействие между всеми участниками процесса оформления товаров и транспортных средств в морском порту. В настоящее время завершается конкурсная процедура на проведение научно-исследовательской работы по разработке прототипа единой платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска. Основной целью проведения научно-исследовательской работы является разработка макета портала взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц, процесса оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска. Планируемая дата выполнения работ по этой научной работе – июнь 2014 года», – рассказал С.Амельянович.
Начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий ФТС Елена Бормотова остановилась на межведомственном взаимодействии при проведении фитосанитарного, ветеринарного, транспортного контроля. «Морской порт», по ее словам, позволит объединить информацию всех участников перевозочного процесса, обеспечит необходимую консолидацию информации, в том числе с визуализацией, и такое взаимодействие позволит оптимизировать весь процесс. Нагрузка [по предоставлению информации] будет распределяться и на судовладельцев, и на лицо, ответственное за получение товара в Российской Федерации, отметила Е.Бормотова. «Я думаю, мы этот вопрос будем решать комплексно».
Е.Бормотова также рассказала о том, как обеспечивается межведомственное взаимодействие при проведении фитосанитарного, ветеринарного, транспортного контроля на границе сейчас. «ФТС совместно с уполномоченными ведомствами – Ространснадзором, Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Росавтодором – проводила мероприятия по оптимизации деятельности таможенных органов при осуществлении соответствующих видов контроля. На первом этапе нам были предложены программные средства этих ведомств, и складывалась ситуация, когда таможенник был вынужден работать в нескольких программных средствах. С тех пор была проведена большая работа по реализации технологии информационного взаимодействия. Были согласованы данные, которые будут передаваться между информационными системами ведомств, при этом была использована платформа электронного правительства РФ. Сегодня предусмотрена возможность инспектору работать в одном программном средстве и поочередно выполнять операции сначала по таможенному контролю, затем переключаться в закладки транспортного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, используя ту информацию, что была предоставлена, и отправляя этим ведомствам информацию на проверку. Ведомства-партнеры провели модернизацию своих программных средств и направляют нам соответствующую информацию. С 4 февраля этого года на автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска уже проводится апробация этой технологии, и есть положительные отклики как таможенных органов, так и других ведомств. Впоследствии планируется расширять эту работу и развивать межведомственное взаимодействие».
Пока «Морской порт» находится на стадии разработки, на Дальнем Востоке используют систему Fill Bill – «доморощенный продукт», как определил его первый замначальника ДВТУ Юрий Бернштейн. «Это коммерческий портал, предназначенный для информационного взаимодействия экспортеров, импортеров, таможенных представителей, других участников, перевозчики размещают на нем те сведения, которыми они обладают, лица, заинтересованные в перемещении товаров, размещают на портале сведения, которые отсутствуют у перевозчиков, то есть взаимно дополняют», – объяснил он. На сегодня к Fill Bill подключены таможенные посты Владивостокской, Находкинской, Ванинской, Сахалинской, Магаданской и Камчатской таможен.