В годовых отчетах транспортных компаний, специализирующихся на доставке в страну легковых автомобилей, в разделах, посвященных конкурентам и программам на будущее, нередко можно встретить формулировки, сулящие клиентам автотерминалов предоставление услуг по предпродажной подготовке машин (PDI – Pre-Delivery Inspection). Очерчены данные планы довольно просто – у таких-то игроков на рынке получить PDI-услуги можно, а у нас еще нет, следовательно, и нам надо этот пробел в своей деятельности исправить. Как правило, в следующем году ситуация повторяется. Но ведь и специализированные ро-ро терминалы в отечественных портах стали появляться совсем недавно, да и в период автомобильного “бума” мало кто всерьез задумывался о возможности предоставления какого-то дополнительного сервиса. Машин много, площадей мало – работай не хочу, в результате предпродажные услуги оказывались на периферии. Сегодня, в условиях сократившегося автоимпорта, появилась возможность вернуться к вопросу о возможности предоставления своим клиентов “маленьких бонусов”, дабы встретить грядущий рост с конкурентным преимуществом. Впрочем, целесообразность предоставления PDI-услуг в порту видят не все.
ОАО “Компания Усть-Луга”, являющаяся владельцем автомобильного терминала МПК «Юг-2», например, не исключает возможности предоставления в порту Усть-Луга PDI-услуг. Правда, с одним условием: необходим партнер, желательно в лице логистической компании, уже имеющей опыт оказания подобного сервиса.
Как поясняют в компании, предполагается, что PDI-центр войдет в структуру логистического комплекса, который компания собирается построить в тыловой части порта. Однако, напомним, что логоцентр имеет сильную “привязку” к другому усть-лужскому проекту — контейнерному терминалу, возводимому в порту «Национальной контейнерной компанией» (НКК). ОАО “Компания Усть-Луга” вряд ли будет форсировать события и запускать свой комплекс прежде, чем в порту будет перевален первый TEU.
И тем не менее, практика предоставления PDI-услуг (обследование транспортного средства в соответствии с требованиями производителя на предмет выявления повреждений, мойка, рихтовка автомобиля и проч.), уже широко распространеннная в западных портах, может в будущем стать конкурентным преимуществом МПК «Юг-2».
“Эта практика обычна для Европы, но я не знаю такого примера в российских или прибалтийских портах. Даже в Котке PDI не сделан для объемов, идущих на финский рынок, — рассказывает директор по портовым проектам ОАО “Компания Усть-Луга” Александр Головизнин. – Спектр работ может быть весьма широк – от снятия защитных пленок и ваксы до установки дополнительного оборудования, врезания люков и т.д., включая устранения повреждений, возникших в результате морской перевозки”.
В свою очередь коллеги и соседи «МПК Юг-2» с автотерминала SilSteve в эстонском порту Силламяэ пока не видят для себя большого резона в предоставлении подобного сервиса. Как сообщили SeaNews в Силламяэ, на данный момент предоставление услуг по предпродажной подготовке автомобилей в планах SilSteve не значится.
“Ни продавцы, ни покупатели, ни автоперевозчики к нам с такими предложениями не обращались”, — заявил директор пор маркетингу порта Силламяэ Андрей Биров. В эстонском порту скептически относятся к тому, что на морских терминалах постсоветского пространства европейская практика найдет благодатную почву. “Думаю, что подобная практика не получит дальнейшего развития и одобрения, — заметил А.Биров. – все-таки порт есть порт”.
Из проведенного SeaNews опроса среди представителей автотерминалов, расположенных в портах России и ближнего зарубежья, выяснилось, что небольшой опыт осуществления предпродажной подготовки автомобилей, которая была осуществлена по желанию одного из клиентов, имеет только севастопольский “Autoterminal Black Sea Ltd”.
“Мы создали элементарно необходимую базу PDI в специальном крытом помещении площадью 400 кв. м, которая может легко переоборудоваться и трансформироваться под любые пожелания клиента, — рассказал оперативный директор терминала Валентин Эделев. – Мы можем предоставить клиенту любые услуги дополнительного сервиса, включая весь спектр PDI, в соответствии с его пожеланиями”.
“Полагаю, что такой сервис будет востребован, особенно заинтересованы в нем могут быть компании, не имеющие специализированных тыловых терминалов”,- отметил В.Эделев.