«Я прихожу на работу, а делать там нечего». Эти слова SeaNews сказал сотрудник одной из компаний, занимающейся экспедированием контейнерных грузов в порту Санкт-Петербург. «Обычно за день я «отпускал» около 15 импортных контейнеров. Вчера я «отпустил» один. В других компаниях такая же ситуация – грузов нет. Экспортом особо никто никогда и не занимался, а теперь и импорта нет. Никто ничего не везет – у людей денег нет, хотя в финансовом плане у компании пока все в порядке».
В двух других экспедиторских компаниях подтвердили эту информацию, причем в одной из них часть сотрудников была отправлена в оплачиваемый отпуск на 2 недели, чтобы «смогли отдохнуть, пока работы нет, и не мешали тем, кому есть чем заняться».
Есть сведения о том, что небольшие экспедиторы рассматривают варианты ухода с рынка.
В MSC St. Petersburg также отмечают снижение объемов. Как рассказал SeaNews менеджер по импорту компании Георгий Ремизов, январь действительно был провальным, еженедельно удавалось осуществлять около двух судозаходов – один на ПЛП и один на ПКТ.
В феврале ситуация стала выправляться, в настоящее время суда MSC в Питер заходят, в зависимости от недели, в среднем 3-4 раза. При этом, по словам Г.Ремизова, на “Моби Дик” и “Нева-Металл” обслуживания нет – грузовой базы на них не хватает.
Что касается сокращения штатов, то в питерском MSC заявляют, что его не было и не предвидится – швейцарское руководство компании сделало официальное заявление о том, что не пойдет по пути увольнения своих сотрудников.
Хуже (с точки зрения сотрудников, а не операционных показателей) обстоят дела в APL, где в петербургском офисе, по неофициальным данным, было уволено 17 человек. По словам источника, близкого к компании, «раньше у APL был договор с «Петролеспортом», однако он был расторгнут, и теперь суда компании обрабатываются на ПКТ».
Официально APL эту информацию не подтверждает и не опровергает. «Конфликта с «Петролеспортом» у нас нет, если клиент захочет, мы доставим контейнер и на ПЛП, и на «Северную верфь»», — сказал SeaNews генеральный директор APL CIS Игорь Петров.
Он отказался комментировать сокращение персонала, сославшись на закрытость этой информации. В то же время, материнская компания APL – Neptune Orient Lines (NOL) – еще в ноябре 2008г. объявила о планируемых сокращениях, под которые в глобальном масштабе должны были попасть около 1 тыс. человек. С учетом неутешительных годовых итогов, не исключено, что эта цифра могла быть скорректирована.
Судозаходы сокращаются из-за того, что стало меньше грузов, а грузов стало меньше потому, что меньше стало денег. С другой стороны, клиенты, у которых есть и деньги, и грузы, не заключают контракты с перевозчиками потому, что стало меньше судозаходов.
Как стало известно SeaNews, крупный поставщик замороженных продуктов отказался подписывать контракт с петербургским представительством норвежской Green Reefers потому, что «теперь суда компании будут редко заходить в Санкт-Петербург. Раньше они заходили 3 раза в неделю, сейчас будут заходить, наверное, 3 раза в месяц».
Получается замкнутый круг.
По данным SeaNews, оборот крупнейшего петербургского контейнерного терминала в январе сократился на 22%, при этом импорт снизился на 30,4%, экспорт на 13,6%, рефы упали на 39%. Тем не менее, это не 15-кратное падение, о котором говорит один из собеседников SeaNews.
Вполне объяснимо, что по мелким экспедиторам кризис ударил сильнее, чем по крупным компаниям и представительствам, за которыми стоят международные линии. Логично ожидать, что в ближайшем будущем рынок экспедирования сузится – ряд игроков, не располагающих достаточными ресурсами для того, чтобы продержаться достаточное количество времени «на голодном пайке», вынужден будет уйти.