Великая российская контейнерная революция, о которой так долго говорили в Усть-Луге, свершилась. Ну, не совсем революция, но базис для ее начала появился — Национальная контейнерная компания завершила строительство первых двух причалов своего контейнерного терминала в Усть-Лужской губе.
Грех в такой день не вспомнить Илью Баскина, которого можно считать главным автором новой редакции “сказания о земле ижорской”. Предприниматель и сегодня фонтанирует идеями мега-проектов. Один из последних прожектов — возвести около железнодорожной станции Горской, на берегу Финского залива деловой квартал, такой, чтобы всем лондонским и московским Сити – Сити, чтобы по дамбе – в аэропорт, а в Константиновский дворец — на катере.
Впрочем, всю свою сознательную жизнь (это когда имело место реальное развитие) и большую часть бессознательной (когда развития не было, а было прозябание) Усть-Луга обходилась без отца идеи. У нее были другие крестные отцы.
Достаточно сказать, что титул бессменного куратора Усть-Лужского проекта носит президент ОАО “РЖД”, в прошлом замминистра транспорта Владимир Якунин. Игорь Левитин, став главой Минтранса, посетил стройку в порту Усть-Луга в свой первый же петербургский визит.
На стройплощадках порта в свое время побывали и премьер-министр страны Михаил Фрадков, и министр экономического развития Герман Греф (оба — бывшие). Угольный терминал запускался в присутствии президента РФ Владимира Путина, краны универсального погрузочного комплекса начинали грузить чугунные чушки пред очи первого вице-премьера Сергея Иванова.
Одним словом, Усть-Луга помнит отпечатки многих ног. Но главные голоса, не в обиду будет сказано руководителям уже работающих комплексов, звучали в сторону контейнерного терминала. “Когда планируете запустить БКТ? На какой стадии работы?”
Первая свая в основание первого причала была забита в июне этого года. В Финляндии и Прибалтике этот звук был воспринят за звук забиваемого в гроб гвоздя. И хоть был он не последним, а первым, эффект, как говорят в самой Усть-Луге, это действие произвело грандиозный.
Порт еженедельно посещают финские делегации и следят за процессом строительства, волнуясь и переживая за свой бизнес. Остается только гадать, что будет с западными соседями сегодня, после того как они узнают, что теперь в Усть-Луге есть целых два контейнерных причала. Нынешнее Рождество явно испорчено, но следующее обещает быть еще хуже, к этому времени в Усть-Луге должны уже быть первые контейнеры.
Хотя в особой благожелательности к проекту западных «наблюдателей» обвинить сложно, опасности Усть-Луге стоит опасаться не внешней, а внутренней. Сейчас, в отличие от классической революционной ситуации, верхи хотят. Вопрос в том, смогут ли низы. Кто будет главной движущей силой революции, где сам пролетариат, где ему основывать свои ячейки? Кто будет обрабатывать те 3 млн TEU, которые ждут в Усть-Луге к 2015г.?
Для этих людей предполагается построить отдельный город-сад. Согласно планам ОАО “Компания Усть-Луга”, в 2008г. в Краколье должны будут жить около 3 тыс. человек, жилищный фонд будет составлять 45-90 тыс. кв. м., к 2009г. их будет уже 6 тыс., жилищный фонд – 90-180 тыс. кв. м. соответственно. Только вот откуда возьмутся эти люди и будут ли они специалистами?
Впрочем, вопросы внушают и верхи. Не секрет, что на протяжении нескольких лет все мало-мальски заинтересованные в развитии событий имеют возможность наблюдать постоянную рокировку кадров на топ-позициях контейнерной отрасли. Причина все та же – квалифицированных кадров не хватает.
Справка SeaNews
Как строительный объект Усть-Лужский порт был обозначен на картах Ленинградской области еще в 1993г.
Спустя 7 лет, в 2000г. объект получил официальное название «Морской порт Усть-Луга».
О проекте контейнерного терминала девелопер порта, ОАО «Компания Усть-Луга» объявило в 2001г. Концепцию бизнес-плана перегрузочного комплекса разрабатывали проектный институт аж из Нового Орлеана.
Разработчики предлагали привлечь к финансированию «одну из крупнейших транснациональных компаний, осуществляющих морские перевозки». Maersk, по слухам, к Усть-Луге приглядывался, но она ему не приглянулась.
Инвестор в Усть-Лугу пришел не транснациональный, а национальный – в 2002г. в проект вошло созданное буквально накануне ООО «Национальная контейнерная компания», заключив соглашение о приобретении акций «Балтийского контейнерного терминала» с ОАО «Компания Усть-Луга».
После этого проект надолго завис. Следующим этапом стал развод между акционерами НКК – First Quantum и ЗАО «Северстальтранс». Доли в НКК, а вместе с ней и в Усть-Луге достались FESCO. После этого в апреле этого года (аккурат в день космонавтики) началось строительство причалов, которые и сдаются 25 декабря.
Новый акционер договорился наконец с немецко-итальянским конгломератом Eurogate об обмене акциями. Зарубежные партнеры подписывали соглашение о вхождении в уставный капитал БКТ еще в 2003г. – но решились на реальные действия только в декабре 2007г. Взамен НКК получает долю в новом контейнерном терминале в Вильгельмсхафене и надежу на то, что Eurogate поспособствует привлечению в Усть-Лугу грузов и клиентов.
В каком состоянии терминал сейчас, вы увидите несколько позже, когда будет опубликован фотоотчет с места событий.