1. Азовская нефтеперевалка: итоги Украины в сравнении с Россией По итогам 2001г. весь объем украинской нефтеперевалки через Азовский морской регион пришелся на Керченский порт, переваливший впервые 0.36 млн. тонн транзитной российской нефти на Румынию и Болгарию. Мариупольский и Бердянский порты свели нефтеперевалку к нулю (в 2000г. — 4.4 и 2.3 тыс. т оответственно). К концу 2001г. суммарные мощности нефтеперевалки украинских портов Азова превысили 4.2 млн. тонн в год (+52%) при потенциале развития еще порядка 0.5 млн. тонн. Для сравнения: объемы российской нефтеперевалки через азовские порты превысили украинские на 66% и составили: Порт Кавказ — свыше 0.5 млн. тонн; Темрюк — около 0.1 млн. тонн. Перспективна роль азовских украинских портов с точки зрения подключения к Волго-Донскому пути российского нефтетранзита в Восточную Европу (прямая поставка нефти танкерами «река-море» АО «Волготанкер» (Россия) и «Каспийское пароходство» (Азербайджан) в Румынию и Болгарию превысила 10 млн. тв год) или перевалки импорта (объемы российских поставок на украинские НПЗ оцениваются в 17-20 млн. т в год). Остается нерешенным вопрос использования украинских портов Азова для бункеровки судов (в регионе бункеровочными базами обладали до недавнего времени только российские порты; стоимость бункера для иностранных судов в украинских портах до сих пор значительно выше, чем в Болгарии и Румынии). 2. Что русскому хорошо, то украинцу… тоже хорошо Если учесть, что в 2001г. произошел более чем 50-кратный рост нефтеперевалки украинскими азовскими портами, становится очевидным намерение Украины включиться в нефтеперевалку Волго-Дон — Азовский регион. Такова реакция украинской стороны на удешевление поставок российской нефти в связи с 20-процентным снижением в 2001г. российских тарифов на экспортные перевозки нефти речным транспортом. По мнению украинской стороны, это приведет к вытеснению транзитной нефти Казахстана и Туркменистана с Волго-Дона и увеличению поставок российской нефти в азовские и черноморские порты Украины. Ожидаемые объемы привлечения российской нефти в украинские азовские порты до 2003г. составляют 1.7-2.3 млн. т. Поскольку в России экспорт нефти танкерами «река-море» менее регламентирован, чем железнодорожным транспортом, ввиду отсутствия квотируется и упрощенной отчетности, объемы отгрузки нефти речными терминалами Волго-Дона достигли 7 млн. тонн в год (несмотря на повышение арендной стоимости речных танкеров). Так, «ЛУКОЙЛ-Волгоградский НПЗ» (РФ) переориентировал до 7 млн. т в год с железнодорожного и трубопроводного транспорта на услуги универсальных танкеров. Основными перевозчиками нефти явились «Волготанкер» (РФ), «Каспар» (Азербайджан). Международный транзит в Азовском регионе поддерживается перевозчиками «Barren Best» (Великоьритания) и «Метон» (Греция). 3. Азовская нефтяная логистика Украинский рынок нефтепродуктов оценивается в 17-20 млн. т в год. Азовские порты расположены близко к крупнейшим на Украине Лисичанскому НПЗ (до 40% рынка нефтепродуктов Донбасса) и Кременчугскому НПЗ (экономия на доставке через Бердянский порт до $20 за тонну). Керченский порт использует схему доставки российского экспорта через Дон и Азов судами грузоподъемностью 2-5 тыс. т с последующей рейдовой перекачкой на морские танкеры. Тариф на транспортировку по воде нефтегрузов с Самарского, Сызраньского и Саратовского НПЗ в Керченский порт составляет $29-32 за тонну, тогда как доставка железнодорожными цистернами к терминалам в Туапсе и Темрюке — $42-62. Кроме того, ввиду непризнания Россией азовских границ с Украиной российские перевозчики не платят канальные и навигационные сборы в Керчи. «Развивающим» фактором можно считать и рост украинских железнодорожных тарифов, приведший к перераспределению нефтегрузов из Одесского региона на Азовский. Благодаря близости азовских портов к восточным границам Украины (максимально приближен Бердянский порт) перспективным является их подключение к транзиту каспийской нефти и нефтепродуктов прикаспийских государств. Несмотря на сопротивление российских компаний речным поставкам казахской нефти, существуют перспективы азовской переадресовки ресурсов казахской нефти: приуральская нефть Казахстана отгружается на уральские мощности нефтепереработки компании «Альфа групп ТНК» (РФ), а адекватные объемы российской нефти — по водному пути на украинские НПЗ через порты Азова. 4. Азовские порты Украины: перспективы развития нефтеперевалочных мощностей Керченские мощности представляют рейдовая нефтеперевалка торгового порта (до 3 млн т в год) и сливная эстакада на 16 цистерн рыбного порта. Перевалка из цистерн на суда является бесперспективной ввиду мелководья гавани и высоких железнодорожных тарифов. Этих недостатков лишен глубоководный Бердянский порт. В конце года в порту вступила в строй первая очередь терминала по перевалке светлых нефтепродуктов мощностью 1.2 млн. т в год в составе глубоководного причала, позволяющего принимать танкеры дедвейтом свыше 50 тыс. тонн, и накопительной базы емкостью единовременного хранения до 0.2 млн. т со статусом таможенно-лицензионного склада. Двухсторонняя железнодорожная эстакада обеспечила одновременный прием 8 цистерн. На 2002г. запланировано строительство бункеровочной базы и комплекса по отгрузке темных нефтепродуктов на экспорт. Объемы бункеровки оцениваются в 40 тыс. тонн нефтепродуктов. Вторая очередь терминала включает строительство двух выносных причалов с подведением к ним подводных трубопроводов для приема партий сырой нефти. В Мариупольском порту согласно правительственной программе «Этанол» ведется строительство НПЗ мощностью 0.3 млн. т нефти или 0.22 млн. т газового конденсата в год. Продукцией завода будут базовый бензин марок А76, А92, А98, зимнее и летнее дизельное топливо, керосин, мазут, битум. Строительство позволит охватить региональный рынок бункеровки речных перевозок. Кроме того, Мариупольский порт выглядит перспективным с точки зрения поставок на НПЗ «ТНК-ЛИНОС»: рынок потребления Донбассом нефтепродуктов оценивается в 1.6 -2 млн. т в год. Владимир Каткевич // SeaNews
09.04.2002
Азовские порты Украины: готовность к «большой» нефтеперевалке
Новости по теме
10.04.2002
Предварительная программа Общий регламент и программа основных направлений секционных заседаний научно-практических семинаров на ТРАНСТЕК-2002 […]
05.07.2002
Нормативные документы Новые документы: Приказ ГТК РФ N 629 от 19.06.2002 «Об отмене специальных […]
18.05.2002
В Приморском крае создается координационный совет судоремонтных предприятий. Такое решение было принято на совещании […]
09.12.2002
Среднее увеличение тарифов на перевозках грузов за 2002г. по сравнению с 2001г. составляет 14%. […]
22.04.2002
В настоящее время ведется подготовка ко второму этапу унификации тарифов, который коснется перевозок грузов […]
10.01.2002
8 января мэр Вентспилса Айвар Лембергс встречался с представителями шведской паромной компании Finnlines, подтвердив […]
Контейнерные перевозки
Показать всё
Госрегулирование
Показать всё
11.04.2025
Новая зона контроля выбросов
11.04.2025
Назначение в ФТС: начальник ГУТКПВТ
04.04.2025
Назначен начальник Астраханской таможни
03.04.2025
Назначен ВрИО руководителя Ространснадзора
Вакансии
Показать всё
16.01.2020
Вакансии в «Оверсиз» в Петербурге
11.10.2018
Требуется генеральный директор