1. «Транзитные волны»: падение морского, рост железнодорожного По информации Министерства транспорта Украины, объем переработки грузов морскими портами за период 1996-2000г. увеличился на 64.7% (+33.04 млн. тонн), в т.ч. транзитных — на 29.6% (+9.1 млн. тонн). Однако в I квартале т.г. падение объемов переработки транзита морскими портами составило 4.9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне фактически неизменного общего объема грузоперевалки (20.5 млн. тонн). Опережающими темпами падала переработка транзитных сухих грузов (за 4 месяца — на 796 тыс. тонн или на 16.3%). Произошло снижение транзита металла, угля, серы (Мариуполь, Измаил, Бердянск); минудобрений (Ильичевск, Херсон, Керчь); руды, нефтепродуктов (Измаил, Рени); окатышей, ферросплавов, металлопродукции (Керчь). Основными внешними причинами явилась переориентация внешнеторговых российских грузов на собственные порты (Мариуполь — металл, уголь, сера; Ильичевск, Херсон — минудобрения), а также отсутствие сквозного судоходства по Дунаю (Рени, Измаил — нефтепродукты) и завышение Молдовой железнодорожных тарифов (Рени — бумага). В числе внутренних причин — отмена «Укрзализныцей» льгот на использование вагонов для хранения грузов (Мариуполь), а также введение ею запрещающих конвенций на грузоперевозки без согласования с портами (Херсон) и завышение тарифов (Рени, Измаил). При этом сохранялась устойчивая тенденция роста доли транзитного железнодорожного грузопотока на морские порты: в 1998г. — 48.1%, в 1999г. — 56.4%, в 2000г. — 58.8%, за 6 месяцев 2001г. — 57.2%. По итогам 9 месяцев т.г. рост транзитного грузооборота на железнодорожном транспорте составил 7.7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, в момент падения транзитных грузопотоков в портах произошла их «подпитка» за счет железнодорожного транзита. 2. «Укрзализныця» как локомотив вывода из кризиса Взамен транзитной нефти Тенгизского месторождения, потери которой ввиду ее переориентации на Новороссийск оцениваются для Украины в 6-7 млн. тонн в год, «Укрзализныця» привлекает казахстанскую нефть других месторождений, которая по своим свойствам не может транспортироваться трубопроводным транспортом; с мая 2001г. железнодорожный тариф на перевозку нефти в Одесский порт снижен на 0.85 доллара за тонну. Планируется железнодорожный транзит казахстанской серы в Африку первоначальным объемом в 600 тыс. тонн через Украину с перевалкой в Ильичевске. На международном уровне принято решение о формировании конкурентных тарифов на перевозку казахстанского зерна в Одессу и Ильичевск, узбекского хлопка — в Ильичевск, труб большого диаметра — через Мариуполь в Казахстан, минерально-строительных материалов — из Украины в Москву и Московскую область; готовятся решения по ряду других грузов. По состоянию на 1 июля 2001г. достигнута договоренность между «Укрзализныцей» и Мариупольским, Бердянским, Октябрьским, Николаевским, Феодосийским, Херсонским, Белгород-Днестровским, Ренийским, Измаильским, Керченским портами о применении сквозных тарифов на перевозку и переработку ряда транзитных грузов; согласованы тарифы на перевозку проката черных металлов с портами Одесса и Южный. 3. Положительные тенденции К середине года транзит через порты стал стабилизироваться. Во II квартале падение объемов транзита составило только 5.5% по сравнению c I кварталом, причем по большинству грузов была достигнута положительная динамика: +15% по нефтепродуктам, +24% по наливным грузам, +5.7% по насыпным; +53% по углю и коксу. Сокращение коснулось сырой нефти (-0.4%), руды (-4.6%), хлебных грузов (-47%). К концу т.г. года преодолена негативная тенденция падения объемов транзита через порты, что произошло на фоне стабильного роста железнодорожного транзита (+19.6% за год). Объем переработки грузов в торговых и рыбных портах и на промышленных причалах (морских и речных) за 10 месяцев составлял 87.1 млн. т (+6.2%, в т.ч. экспорт +14.2%, импорт -1.0%, транзит +0.7%). За 11 месяцев аналогичные показатели составили: 96.9 млн. тонн (+6.7%, в т.ч. экспорт +15.7%, импорт +3.7%, транзит +0.7%). Объем транзита в общей структуре грузоперевалки портов основного морского региона — Одесского — к 9 месяцам достиг 44%. Объем транзитных грузоперевозок железнодорожным транспортом вырос опережающими темпами (+3.9% по итогам 11 месяцев). Владимир Каткевич // SeaNews
29.01.2002
Украинский транзит: преодолены негативные тенденции
Новости по теме
14.08.2002
Балтийский контейнерный терминал (Baltic Container Terminal, BCT) в Гдыне выставлен на продажу. Список претендентов […]
28.05.2002
26-28 мая 2002г. Кишинев (Республика Молдова) под председательством Министра транспорта РФ Сергея Франка состоялось […]
10.06.2002
Многие бункерные компании в Новороссийске, похоже, испытывают нехватку топливных запасов. Запасы пополняются ограниченно или […]
01.08.2002
Дороговизна новых судов стимулирует фрахтовый рынок, где средний индекс ставок за последнюю неделю поднялся […]
11.09.2002
Состоялось расширенное совещание по взаимодействию с администрациями полигона деятельности Дальневосточной железной дороги — Якутии, […]
28.03.2002
Предварительные результаты AP Moller за 2001 г. сегодня говорят о непредвиденно плохих показателях работы […]
Контейнерные перевозки
Показать всё
02.04.2025
ВМТП «Умный и безопасный порт»
02.04.2025
ЦБ обрушил импорт китайских автомобилей
Госрегулирование
Показать всё
26.03.2025
Ространснадзор проведет внеплановые проверки
21.03.2025
Таможенный пост два в одном
Вакансии
Показать всё
16.01.2020
Вакансии в «Оверсиз» в Петербурге
11.10.2018
Требуется генеральный директор