Транссиб эти 100 лет и сегодня

Транссиб эти 100 лет и сегодня

  • Немного о географии Транссибирская железнодорожная магистраль длиной 9288,2 км является самой длинной на планете, пересекая по суше почти всю Евразию. На Европу приходится 19,1% длины Транссиба, на Азию — 80,9%. С 1956 года установился следующий маршрут Транссиба такой: Москва-Ярославская — Ярославль-Гл. — Данилов — Буй — Шарья — Киров — Балезино — Пермь-2 — Свердловск-Пасс. (Екатеринбург) — Тюмень — Называевская — Омск-Пасс. — Барабинск — Новосибирск-Главный — Мариинск — Ачинск-1 — Красноярск — Иланская — Тайшет — Нижнеудинск — Зима — Иркутск-Пасс. — Слюдянка-1 — Улан-Удэ — Петровский Завод — Чита-2 — Карымская — Чернышевск-Забайкальский — Могоча — Сковородино — Белогорск — Архара — Хабаровск-1 — Вяземская — Ружино — Уссурийск — Владивосток. Транссиб проходит по территориям 14 областей, 3 краев, 2 республик и 1 автономной области Российской Федерации и на нем расположено 87 городов. На своем пути магистраль пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури; на протяжении 207 км проходит вдоль озера Байкал и 39 км по берегу Амурского залива Японского моря. Немного истории Впервые вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России поднял в 1857 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский. Однако правительств лишь в середине 80-х годов XIX в. приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге. Из опасений усиления иностранного влияния в Сибири и на Дальнем Востоке было решено строить дорогу на средства казны. В 1886 г. император Александр III наложил резолюцию о важности строительства дороги «для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края». В феврале 1891 г. Комитет министров признал возможным начать работы по сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон — от Челябинска и Владивостока. В закладке магистрали 31 мая 1891 года принимал участие цесаревич Николай Александрович. Строительство длилось четверть века. К строительству привлекалось в 1891 г., в начале стройки, 9600 человек, в 1895-1896 гг., в разгар строительных работ — 84-89 тыс., в 1904 г., на завершающем этапе — 5300 человек. По быстроте сооружения, по протяженности, трудностям строительства и объемам выполненных работ Великая Сибирская железная дорога не знала себе равных во всем мире. Ежегодно прокладывалось около 500 — 600 км железнодорожного пути. Прокладка Южно-Уссурийской дороги, начатая в апреле 1891 года, закончилась в 1894 году. В 1896 г. была сдана в эксплуатацию Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до Новониколаевска (ныне Новосибирск) протяженностью 1422 км. Среднесибирская железная дорога от Оби до Иркутска протяженностью 1839 км была сооружена в 1899 г. 12 сентября 1904 г. по Кругобайкальской дороге прошел первый опытный поезд, а в 1905 г. открылось регулярное движение. К весне 1901 года было закончено строительство забайкальского участка Транссиба до станции Сретенск и для соединения европейской части России с Тихоокеанским побережьем сплошным рельсовым путем недоставало участка примерно в 2 тысячи км от Хабаровска до Сретенска. Правда, из-за сложных климатических и геологических условий на Амурском участке, а также по политическим соображениям царское правительство на первых порах отказалось от строительства здесь дороги и решило от Забайкалья до Владивостока идти более южным путем, через Манчжурию. С постройкой Китайско-Восточной железной дороги установилось сообщение с Дальним Востоком на всем протяжении Великого Сибирского пути. Европа получила выход к Тихому океану. После окончания русско-японской войны российское правительство приняло ряд мер по увеличению пропускной способности Транссибирской магистрали. В 1909 г. Сибирская магистраль на протяжении 3274 км стала двухпутной. Также был достроен участок магистрали до Тихого океана вместо Южно-Манчжурской линии, отошедшей Японии по Портсмутскому договору в апреле 1905 г. Общая постройка Великого Сибирского Пути обошлась казне Российской империи до начала первой мировой войны почти в полтора миллиарда золотых рублей (1.455.413 тыс.руб.). Немного о статусе Транссибирская магистраль является Восточными воротами России, обеспечивая транспортно-экономические связи нашей страны и других государств со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Через порты Дальнего Востока России проходят грузопотоки в сообщении с такими государствами как Республика Корея, Япония, Китай, Сингапур, Австралия, Вьетнам, Индия, США. На Востоке пограничные переходы соединяют Россию с Китаем, КНДР, Монголией. Магистраль, принимая на себя грузы, поступающие в российские порты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Китая, Казахстана, государств Средней Азии и Ирана, веером расходится в направлении на российские порты на Балтийском и Черном морях, государства Балтии, Финляндию, Белоруссию, Украину, через которые грузы следуют в страны Восточной и Западной Европы. При формировании международных транспортных коридоров Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, ОСЖД. Существующие технические и технологические возможности Транссибирской магистрали создают хорошие предпосылки для привлечения транзитного грузопотока. Сложившиеся тенденции торгово-экономических взаимоотношений между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона свидетельствуют о потенциальной возможности увеличения объемов транзитных перевозок в контейнерах по Транссибирской магистрали, так как именно контейнерные перевозки для Транссиба являются наиболее технологичными и прогрессивными, обеспечивая высокие скорости доставки транзитных грузов. Немного статистики По сравнению с доставкой морским маршрутом, Транссибирская магистраль позволяет сократить сроки доставки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по Транссибирской магистрали на 8-15 суток и расходы по транспортировке на 200-600 долларов США за контейнер. На данный момент технические возможности Транссиба обеспечивают пропускную способность магистрали в 500 тыс. TEU в год. В 2000 году объем перевозок по Транссибирской магистрали составил 380 тыс. TEU. Таким образом, возможности магистрали еще далеко не исчерпаны. Немного о проектах Задача привлечения в Россию транзитных грузов была провозглашена как приоритетная на самом высоком правительственном уровне. Развитие Транссиба, обусловленное его статусом важного транзитного маршрута, ведется по ряду направлений. Прежде всего, с целью увеличения привлекательности магистрали для грузовладельцев, принимаются меры по сокращению времени доставки транзитных грузов. Используя квартальные расписания судов на линиях Япония-Россия и Южная Корея-Россия, разрабатываются графики движения ускоренных контейнерных поездов по Транссибирскому маршруту. Расписанием предусмотрено отправление поездов со станции Находка-Восточная на следующие сутки после прибытия судна и выгрузки контейнеров в порту Восточный. Время доставки транзитных контейнеров в маршрутных поездах от станции Находка-Восточная до С-Петербурга составляет 9,5 суток, 10 суток до Финляндии, 15,5 суток до Германии. За 2000 год проследовало 433 поезда, в составе которых было перевезено 39,2 тыс. шт. большегрузных контейнеров. Скорость курсирования контейнерных поездов по Транссибирской магистрали составляет 1000 километров в сутки. В феврале 2001 была осуществлена опытная перевозка 4-х сорокафутовых контейнеров из порта Нагойя (Япония) в Дуйсбург (Германия). Срок доставки из Нагойи в Дуйсбург составил 23 дня, в т.ч. по РЖД 12 дней против 35 дней доставки морским маршрутом. В январе т.г. осуществлена перевозка двух танк-контейнеров из Чехии в Корею. Общие время доставки составил 29 дней, в т.ч. по РЖД 12 дней. С другой стороны, для привлечения на Транссибирскую магистраль перевозок транзитных грузов МПС России предоставлены специальные тарифные условия. При перемещении товаров в контейнерах транзитом по Транссибирской магистрали согласован упрощенный порядок таможенного оформления и контроля с использованием в качестве ДКД дополнительного экземпляра дорожной ведомости. При этом таможенные органы не требуют обязательного предоставления счета-фактуры, а также указания в транспортных и товаросопроводительных документах стоимости товара при наличии в документах довольно подробного описания товаров, позволяющих идентифицировать их для таможенных целей. На 2001 год продлено действие 10% скидки к ставкам Тарифной Политики Российских железных дорог на перевозки грузов и контейнеров транзитом из 3-х стран в 3-и страны по Российским железным дорогам, транзита через Дальневосточные порты, а также транзита в Монголию, Корею, Вьетнам и Китай через Забайкальск, Хасан, Гродеково, Наушки. Пролонгирована спецставка на перевозку транзитных контейнеров в составе маршрутных поездов и на перевозку одиночных контейнеров, следующих по маршруту Находка-Восточная-Красное (Московской железной дороги) и в обратном направлении. Министерством путей сообщений Российской Федерации установлены спецставки на перевозки грузов контейнерным поездом «Пекин-Москва» на направлении Забайкальск-Москва, в составе контейнерных поездов Германия-Китай-Германия на направлении Забайкальск-Красное и в составе контейнерных поездов Финляндия-Китай-Финляндия на направлении Забайкальск-Бусловская. В 2000 году в сообщении Пекин-Москва проследовало 28 поездов, в которых перевезено 934 сорокафутовых контейнера. В целях повышения качества сервиса МПС России приняты меры по обеспечению сохранности перевозимых транзитных грузов по Транссибирской магистрали. Каждый контейнерный поезд, следующий по Транссибирской магистрали, сопровождается вооруженной охраной. В настоящее время на Транссибе исключены случаи хищения и утраты транзитного груза. В настоящее время Министерством путей сообщения Российской Федерации ведутся работы по совершенствованию системы управления перевозочным процессом. Разработаны и внедрены автоматические системы слежения за продвижением вагонов и контейнеров (ДИСПАРК, АРМ ДИСЛОКАЦИЯ), обеспечивается безопасность движения поездов и сохранность грузов в пути. Осуществляется слежение в реальном масштабе времени за продвижением транзитных контейнеров, что позволяет предоставлять грузовладельцу оперативную информацию о проследовании груза по России в полном объеме. Развитие Транссиба также ведется в направлении усиления подходов к портам — конечным точкам магистрали и в установлении выхода Транссиба на железнодорожные коммуникации соседних стран. «Одним из направлений развития Транссибирской магистрали в 21 веке является организация прямого железнодорожного сообщения между Республикой Корея и Российской Федерацией», заявил заместитель Генерального директора ЦФТО МПС России В.И. Жуков. Министерство путей сообщения России подготовило технико-экономическое обоснование проекта по соединению Транссибирской железнодорожной магистрали с Корейским полуостровом. 12-13 февраля в Сеуле прошла презентация «Транссибирская магистраль в ХХI веке. Перспективы российско-корейского сотрудничества в области железнодорожного транспорта». Все это свидетельствует о том, что длиннейшая в мире магистраль, не смотря на столетие своего существования, по-прежнему привлекает к себе заинтересованные взгляды, как с Востока, так и с Запада. Лена Белоглазова // SeaNews


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    25.06.2001
    Совместный пресс-релиз ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» и ОАО «Мурманское морское пароходство» НОРИЛЬСКИЙ МИЛЛИОН Весомый […]
    15.05.2001
    В разделе ДОКУМЕНТЫ SeaNews опубликовано краткое содержание доклада президента ОАО «Новороссийское морское пароходство» Л. […]
    30.01.2001
    На пресс-конференции, посвященной закладке первого из 10 универсальных сухогрузов «река — море», состоявшейся 25 […]
    09.10.2001
    Бердянский морской торговый порт завершает строительство терминала по перевалке светлых нефтепродуктов мощностью 100 тыс. […]
    19.06.2001
    Проект Протокол совместного рабочего совещания Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном […]
    28.09.2001
    Конфликт между «Волготанкером» и группой ING Barings завершился мировым соглашением. Противники поделили поровну 16 […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.