Проект подпрограммы "Внутренние водные пути России"

Проект подпрограммы «Внутренние водные пути России»

  • Проект подпрограммы «Внутренние водные пути России» на 2002-2010 гг. Система целей и основные задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
    Располагая обширной сетью внутренних водных путей, используемых для судоходства (общей протяжённостью 100 тыс. км), и выходами в морские бассейны, речной транспорт является важнейшей составной частью единой транспортной системы Российской Федерации и оказывает существенное влияние на экономику государства. 68 регионов Российской Федерации пользуются услугами речного транспорта. Особенно значима его роль по завозу грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также в развитии внешнеторговых перевозок в судах смешанного река-море плавания. С ростом экономического потенциала страны возрастает и потребность в речных перевозках. Целью подпрограммы является модернизация сети внутренних водных путей и межбассейновых соединений для транспортного обслуживания потребностей развивающегося внутреннего рынка и расширения услуг в обслуживании внешнего рынка России, включая: — обеспечение перспективных объёмов перевозок пассажиров и грузов; — развитие речного туризма, отдыха на судах, водного спорта и т.д.; — развитие инфраструктуры внутренних водных путей на направлениях международных транспортных коридоров, — а также в интересах энергетики, водоснабжения городов и населённых пунктов, сельского хозяйства, — поддержания экологического равновесия и т.д.; — улучшение доступа российских регионов на внешние рынки; — повышение безопасности судоходства; — обеспечение стабильного функционирования внутренних водных путей; — повышение пропускной способности шлюзованных систем, повышение конкурентноспособности речного транспорта. Сроки реализации подпрограммы — 2002-2010 г.г. поэтапно: I этап — 2002 — 2005 годы, II этап — 2006 — 2010 годы.
    Система подпрограммных мероприятий
    Для достижения поставленных в подпрограмме целей предлагаются следующие направления работ: — реконструкция гидротехнических сооружений с объектами технологической связи — состав и объемы работ для восстановления устойчивости и эксплуатационной надежности их с целью предотвращения техногенных катастроф; — объекты безопасности судоходства, в котором намечены работы по сохранению существующих эксплуатационных характеристик судовых ходов, параметров гидросооружений и их эксплуатационной надежности; — модернизация и строительство флота путевого хозяйства, раскрывающий мероприятия по обновлению технического флота, дооборудованного его природоохранными установками, а также строительство новых типов судов с учетом экологических требований; — развитие социальной сферы и кадровое обеспечение, в котором предусмотрены неотложные меры государственной поддержки по закреплению кадров, их подготовке, в том числе и специалистов по охране окружающей среды, на базе учебных заведений отрасли; — обеспечение экологической безопасности на внутренних водных путях, в том числе подъем затонувших и брошенных судов, плавредств; — научно-техническое обеспечение программных мероприятий, включает выполнение НИОКР, в том числе и природоохранных, осуществление которых будет способствовать достижению целей подпрограммы. Технология работ и способы достижения эксплуатационных характеристик водной сети (для организации безопасного судоходства) во всех бассейнах практически одинаковы и включают комплекс путевых работ: шлюзование судов (судопропуск), землечерпание, выправление, траление, судоходную обстановку (навигационное обслуживание судовых ходов), берегоочищение, дноочищение, берегоукрепление, меры по очистке водоемов от затонувших судов и их утилизации. Комплекс планируемых работ направлен на улучшение (повышение) экологической безопасности на внутренних водных путях, производство, сроки и технология этих работ в каждом речном бассейне согласовываются с их территориальными органами Минприроды РФ, в соответствии с действующим законодательством в области охраны окружающей среды и учета местных условий, особенностей экологии рек и водоемов.
    Ресурсное обеспечение подпрограммы
    В общем объёме финансирования подпрограммы 46618,7 млн.руб., средства федерального бюджета составляют 30334,6 млн.руб.(65%), средства субъектов РФ- 3966,8 млн.руб. (8,5%), внебюджетные средства- 12317,3 млн.руб. (26,5%). Внебюджетными источниками являются: — средства потребителей на компенсацию затрат по перекачке воды для целей водоснабжения и орошения; — доходы ГБУВПиС от выполнения платных работ и навигационных услуг; — средства заинтересованных в развитии судоходства инвесторов — крупных промышленно-финансовых групп, судоходных компаний, а также средств РАО «ЕЭС России» и региональных энергосистем на поддержание напорных фронтов комплексных гидроузлов; — средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Оправдываемость затрат, их экономическая оценка выполнены на программном уровне с учётом комплексного использования водных путей — улучшения условий судоходства, поддержания напорного фронта гидроузлов комплексного назначения с целью получения дешёвой электроэнергии, мелиорации прилегающих сельскохозяйственных земель, водоснабжения городов и населённых пунктов, развития рыбного хозяйства и т.д. В качестве источников финансирования предусмотрены средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также профессиональных промышленно-финансовых групп, судоходных компаний. Их участие особенно важно для решения проблем рекреации, развития водного туризма и путешествий, водного спорта, увеличения рабочих мест и повышения занятости населения. В подпрограмме учтено, что на данном этапе углубления экономической, социальной и политической перестройки перспективна интеграция внутренних водных путей России в международное сотрудничество путём участия в международных транспортных коридорах. Основные перспективные мероприятия по модернизации существующей сети водных путей разработаны с учётом результатов реализации Президентской федеральной целевой программы «Внутренние водные пути России» на 1996-2000гг.
    Оценка эффективности подпрограммы
    Эффективность реализации основных направлений программных мероприятий по развитию и реконструкции объектов внутренних водных путей характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов от намеченной деятельности речного транспорта. Она включает показатели экономической (общественной и бюджетной) и социальной эффективности. Экономическая эффективность затрат на внутренние водные пути реализуется в процессе перевозочной работы речного флота. Общественная экономическая эффективность реализации подпрограммы определяется размером прибыли от перевозок, а также внетранспортным эффектом программных мероприятий. Расчёты показывают достаточный уровень эффективности. Так, при увеличении перевозок грузов речным транспортом с 2002г. по 2010г. в 2 раза доходы общества от реализации программных мероприятий увеличатся в 2,6-2,7 раза, главным образом за счёт улучшения качества внутренних водных путей, надёжности работы гидротехнических сооружений, повышения безопасности судоходства, увеличения пропускных способностей судоходных трасс и шлюзованных систем, перевозок транзитных грузов, расширения сферы деятельности внутреннего водного транспорта в международных транспортных коридорах, а также создания условий, стимулирующих отечественное производство. Расходы на реализацию программных мероприятий перекрывается доходами в пределах срока действия подпрограммы за жизненный цикл проектов (20 лет). Интегральный экономический эффект (с учётом дисконтирования при норме дисконта (20%) составит 4561 млн. руб. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние реализации основных направлений развития внутренних водных путей на доходную и расходную части бюджетов всех уровней. Развитие внутреннего водного транспорта в перспективе позволит существенно расширить базу налогообложения, особенно в части пополнения бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов в наиболее отдалённых районах страны — на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. В среднем за период до 2010 г. ежегодно будут поступать в виде разного рода платежей денежные средства в размере около 4,2 млрд.руб. В то же время ежегодные расходы федерального и местного бюджетов составят около 3,8 млрд руб. В целом за жизненный цикл проектов бюджетный эффект с учётом дисконтирования достигнет 2586 млн.руб. Социальные результаты развития внутренних водных путей страны, учитывая специфический характер их протяжённости и использования (меридиальное направление, единственный вид транспорта в труднодоступных районах и др.) имеют важнейшее значение. Развитие предприятий внутреннего водного транспорта в перспективе позволит, во-первых, сохранить рабочие места в транспортных регионах, в том числе на Севере, во-вторых, создать вновь 4,2 тыс. рабочих мест в приречных районах, в том числе в депрессивных регионах.
    Один из приоритетных объектов реконструкции
    Краткий паспорт инвестиционного проекта: строительство II нитки Кочетовского шлюза. 1. Наименование объекта Строительство второй нитки Кочетовского шлюза. 2. Инициатор проекта и предполагаемые участники Государственная служба речного флота Министерства транспорта РФ, потенциальные пользователи международным транспортным коридором N9. 3. Наличие поддержки проекта (органы государственной власти — областные администрации, федеральные министерства, Правительство РФ, международные организации). Названный проект входит в состав мероприятий подпрограммы «Внутренние водные пути России» в составе ФЦП «Модернизация транспортной системы России». Материалы программы согласованы с администрацией Ростовской области. 4. Место расположения объектов, развитие которых предусмотрено в проекте Ростовская область, река Дон, станица Кочетовская створ существующего Кочетовского гидроузла. 5. Цель проекта Установление на участке р. Дон Кочетовский шлюз — Азов гарантированной глубины 4 м единой глубоководной системы (ЕГС) для пропуска судов с осадкой 3.7-3.6 м. Увеличение пропускной способности Кочетовского шлюза. 6. Описание проекта Строительство второй нитки судоходного шлюза с низким заложением. Производство дноуглубительных работ на участке нижнего бьефа для создания гарантированной глубины 4.0 м (этап). 7. Оценка готовности проекта Проект строительства второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла одобрен Госкомархстрой РФ. 8. Разработчик проекта ОАО Гипроречтранс. 9. Предполагаемая организационно-правовая форма функционирования реализованного проекта — Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства. 10. Виды предоставляемых услуг или выпускаемой продукции Пропуск судов через шлюз с обеспечением безопасных условий судоходства на транзитном участке ЕГС Кочетовский шлюз — Азов на весь период навигации. 11. Проектная мощность (или ее проект) по видам продукции и услуг или другой результат реализации проекта. Увеличение пропускной способности Кочетовского шлюза на 10.5 млн.т за навигационный период. Ожидается снижение затрат на доставку грузов на 10-12% и потребности в крупнотоннажном флоте за навигацию на 25-30 единиц за счет повышения использования грузоподъемности судов. 12. Этапность ввода производственных мощностей по видам продукции и услуг

    Показатели Ед измерения 1 этап (2006т ) II этап (2007г.)
    Строительство второй нитки шлюза
    Увеличение пропускной способности шлюза млн т 10.5
    Установление гарантированной глубины, корреспондирующей с ЕГС м 4
    протяженность участка р Дон км 165
    Реконструкция плотины Кочетковского гидроузла
    Повышение устойчивости плотины
    обеспечение безопасности судоходства на транзитном участке Константиновский шлюз — Азов протяженностью км 195
    Поддержка подпора воды в верхнем бьефе Кочетковского гидроузла и обеспечение гарантированной глубины 4.0 на участках протяженностью:
    по р.Дон Константиновский шлюз — Кочетковский шлюз км 30
    по Сев.Донец Усть-Донецкий порт-устье км 7

    13. Финансовые показатели 13.1. Проектная себестоимость продукции или вида услуг (руб/ед.). Снижение затрат на перевозки грузов относительно бытовых условий судоходства на 10-12% 13.2. Инвестиции на реализацию проекта: (млрд. руб в ценах 2001г.)

    Показатели Ед.измерения Объемы капитальных вложений по этапам реализации проекта
    Строительство второй нитки шлюза млн.руб. 895 195 1030
    Реконструкция пути на реке Дон млн.руб. 200 200
    Всего млн.руб. 1075 195 1230

  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    30.07.2001
    В связи с благоприятной ситуацией для экспорта российской нефти и нефтепродуктов коррективы в прогноз […]
    30.05.2001
    В разделе ДОКУМЕНТЫ SeaNews опубликовано Положение о порядке привлечения инвестиций на строительство портовых перегрузочных […]
    29.06.2001
    Государственное учреждение Морская администрация порта Санкт-Петербург (МАП СПб) приглашает заинтересованные организации принять участие в […]
    31.01.2001
    Судоходные компании-члены IPBCC (India Pakistan Bangladesh Ceylon Conferences) повышают в феврале фрахтовые ставки на […]
    15.05.2001
    Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» приступило к выполнению исследовательских работ в Арктике. Это второй в […]
    11.04.2001
    В мае 2001 года ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» планирует приступить к строительству нового рефрижераторного […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.