Санкт-Петербург. Северо-Западное таможенное управление совместно с ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» направило в Государственный таможенный комитет РФ свои предложения по организации порядка таможенного оформления грузов по схеме «борт судна — наземное транспортное средство», называемой чаще «прямым вариантом». В настоящее время в Балтийской таможне разрабатывается нормативный акт, который определяет порядок оформления по упрощенной схеме, пишет «Таможенная газета». До сих пор таможенное законодательство четко не регламентировало, каким образом и какие грузы, перевезенные морским транспортом, могут проходить оформление по упрощенной схеме. Основная причина такого положения дел — общая «сухопутная» направленность Таможенного Кодекса. Действительно, Таможенный Кодекс РФ, как и нормативная база ГТК, практически не учитывает специфики оформления при морских перевозках. До сих пор на федеральном уровне не отрегулированы следующие «морские» таможенные процедуры: порядок таможенного оформления (ТО) и таможенного контроля (ТК) судов загранплавания и маломерных судов; порядок привлечения сюрвейерских организаций при проведении ТК и использование в целях ТО актов сюрвейерской экспертизы; порядок ТО и ТК судовых припасов и судового снаряжения; порядок ТО и ТК насыпных, навалочных грузов, обрабатываемых портами по «прямому варианту». Минувшей осенью в экспериментальном порядке в Петербургском морском порту вступило в силу «Положение о порядке ТО и ТК товаров и транспортных средств в Балтийской таможне», регламентирующее некоторые таможенные процедуры и упорядочивающее технологические схемы. Как сообщил первый заместитель начальника Балтийской таможни Александр Карпунов, сейчас готовится вторая версия «Кодекса Балтийской таможни», в которой будет подробно расписан порядок работы по «прямому варианту». Сегодня Таможенный кодекс и нормативная база ГТК предписывают до окончания таможенного оформления помещать то-вар, доставленный судном (доставляемый на судно), на склад временного хранения, и лишь потом разрешаются погрузо-разгрузочные работы. Однако некоторые грузы нельзя или невозможно поместить на СВХ. К таковым во многих случаях относятся скоропортящиеся (рефрижераторные) товары; насыпные, навалочные и наливные грузы; грузы, имеющие класс опасности по МОПОГ. Де-факто в петербургском порту с этими грузами достаточно давно работают по упрощенной технологической схеме, минуя СВХ. Теперь «прямой вариант», прописанный в «Кодексе Балтийской та-можни», обретет минимальную юридическую легитимность. Что, конечно, не подразумевает его долговечности. Порядок следующий. Экспедитор направляет письмо на имя начальника таможенного поста с просьбой разрешить обработку конкретного груза по прямому варианту. После получения разрешения определенной стивидорной компанией производится перевалка груза. По словам генерального директора ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Игоря Русу, сегодня портовики, опираясь на понимание и поддержку СЗТУ, добиваются, чтобы порядок таможенного оформления и контроля при обработке грузов по прямому варианту нашел свое отражение также и в нормативных актах ГТК России. Необходимость узаконить «прямой вариант» наиболее очевидна в случаях со скоропортящимися грузами, требующими особых условий и температуры хранения. Констатируется: СВХ порта не в состоянии принять полностью на свои площади судовую партию груза (объем партии достигает 20 тыс. т). Норма выгрузки рефрижераторных судов в порту составляет 700-800 тонн в сутки, и грузовые операции продолжаются, соответственно, более двух недель. Результат — простой транспортного средства и пропорциональное увеличение стоимости товара. К тому же согласно требованиям приказа ГТК РФ № 388 от 07.10.93 товар обязательно помещается на СВХ, если таможенное оформление этого груза не будет завершено в течение суток с момента его представления таможне. Что, понятно, абсолютно невозможно. Петербургские портовики и таможенники предлагают изложить эту норму иначе. Например, так. Фактическое помещение товаров на СВХ не требуется, если в отношении товаров подана грузовая таможенная декларация (ГТД) или другой документ, свидетельствующий о начале таможенного оформления, и разгрузка судна осуществляется непосредственно в транспортное средство при соблюдении одного из условий: 1. Перевозка грузов при следовании его по процедуре доставки в таможенные органы осуществляется таможенным перевозчиком, железной дорогой или речным судном. 2. В отношении партий товаров и транспортных средств, заявленных для выпуска в свободное обращение, уплачены в полном объеме таможенные платежи до подачи ГТД. При этом товар и транспортное средство подлежат обязательному учету на ближайшем СВХ. Такая система, с одной стороны, предохраняет таможню от недобросовестных намерений участника ВЭД, а с другой — позволяет ощутимо ускорить грузооборот. Для максимальной интенсификации, говорит Александр Карнунов, Балтийская таможня считает целесообразным также ввести в практику предварительную обработку данных о грузах (заранее высылаемых по электронной почте) до прихода судна в порт прибытия. Грузооборот также ускорит предварительное декларирование товаров и транспортных средств. По словам Игоря Русу, невозможность пока обрабатывать по «прямому варианту» грузы всей номенклатуры, существенно снижает возможности участников ВЭД по привлечению в порт дополнительного грузопотока. Последнее слово, что очевидно, за ГТК России. В определенной степени от решения госкомитета зависит и судьба порта. Упрощение таможенных процедур постепенно позволит сделать его намного привлекательнее для импортеров и экспортеров. По мнению Игоря Русу, если новая нормативная документация позволит уйти от простоя транспортных средств и судов, петербургский порт получит новые грузопотоки, ныне направляющиеся в сопредельные конкурирующие порты Балтии.
13.04.2000
Портовики заинтересованы в «прямом варианте» оформления грузов
Новости по теме
08.11.2000
На Сахалине в порту Шахтерск терпит бедствие корейское судно под панамским флагом. Как сообщили […]
27.06.2000
Итальянский грузоперевозчик Ллойд Триестино (ЛТ), входящий в состав Эвергрин Груп, возобновляет контейнерные перевозки из […]
11.09.2000
Севшее 6 сентября ночью неподалеку от побережья острова Хийумаа на камни российское рефрижераторное судно […]
27.11.2000
Ленинградская область и Красноярский край подписали соглашение о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Соглашение, […]
27.11.2000
22 ноября в Доме немецкой экономики прошел экономический семинар, в котором принимали участие российские […]
11.09.2000
В Северо-Западной оперативной таможне сменилось руководство. Должность начальника получил Игорь Завражнов. Это уже второе […]
Контейнерные перевозки
Показать всё
02.04.2025
ВМТП «Умный и безопасный порт»
02.04.2025
ЦБ обрушил импорт китайских автомобилей
Госрегулирование
Показать всё
26.03.2025
Ространснадзор проведет внеплановые проверки
21.03.2025
Таможенный пост два в одном
Вакансии
Показать всё
16.01.2020
Вакансии в «Оверсиз» в Петербурге
11.10.2018
Требуется генеральный директор