Анализируем причины и делаем прогноз
В апреле-мае 2016 года наметилась тенденция, которая сейчас уже стала очевидной, к росту доли Дальневосточного бассейна в суммарном контейнерообороте российских морских портов. При этом доля контейнерооборота Балтийского бассейна в процентном выражении снижается, хотя и растет в абсолютных показателях. Часть грузов перенаправляется из портов Балтийского бассейна в порты Дальнего Востока.
Факторы роста
Ранее наши эксперты выделяли следующие факторы роста контейнеропотока через дальневосточные порты:
- увеличение потребительского спроса,
- приход в регион крупных торговых сетей,
- рост экспорта за счет изделий из дерева, рыбной продукции и макулатуры,
- рост импорта за счет запчастей для транспортных средств и продукции машиностроения, метизов и пищевой продукции,
- контейнеризация новых видов грузов, в частности, зерна,
- более дешевый в сравнении с доставкой через Санкт-Петербург морской фрахт и сокращение наземного плеча до Центрального региона, а также развитие контейнерных поездов.
Кроме того, стоит отметить развитие транзитных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», ориентированных на грузопоток из Китая в Китай, а также в Южную Корею и Японию.
Что касается влияния на контейнерооборот статуса Свободного порта, который получил Владивосток, то оценить его в теусах пока сложно.
Только цифры
Рассмотрим подробнее импорт/экспорт за 2015-2017 годы и обратим внимание на динамику долей бассейнов в общем российском контейнерообороте.
По данным нашего онлайн-сервиса ПОРТСТАТ, по итогам 11 месяцев 2017 года импортный контейнеропоток через морские порты РФ увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 17,07% и составил 1 773 717 TEU. Экспорт вырос на 17,18% до 1 746 324 TEU.
При этом наибольший рост импорта контейнеров по итогам 11 месяцев 2017 года наблюдался в Дальневосточном бассейне – на 39,33% к аналогичному показателю 2016 года. Импорт контейнеров через порты Дальнего Востока составил 415 417 TEU.
Контейнерный экспорт в Дальневосточном бассейне вырос на 32,63% до 403 091 TEU.
В Балтийском бассейне импорт вырос на 9,68% до 1 034 828 TEU, экспорт – на 12,03% до 1 009 647 TEU.
В Азово-Черноморском бассейне импорт вырос на 19,63% до 320 285 TEU, экспорт – на TEU 18,28% до 331 514 TEU.
Импорт, 11 месяцев | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2016/2015, % | 2016/2015, TEU | 2017/2016, % | 2017/2016, TEU |
Балтийский бассейн | 912 760 | 943 497 | 1 034 828 | 3,37% | 30 737 | 9,68% | 91 331 |
Азово-Черноморский | 262 807 | 267 723 | 320 285 | 1,87% | 4 916 | 19,63% | 52 562 |
Арктический | 4 193 | 4 781 | 2 288 | 14,02% | 588 | -52,14% | -2 493 |
Дальневосточный | 310 321 | 298 152 | 415 417 | -3,92% | -12 169 | 39,33% | 117 265 |
Каспийский | 996 | 880 | 899 | -11,65% | -116 | 2,16% | 19 |
Экспорт, 11 месяцев | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2016/2015, % | 2016/2015, TEU | 2017/2016, % | 2017/2016, TEU |
Балтийский бассейн | 902 564 | 901 258 | 1 009 647 | -0,14% | -1 306 | 12,03% | 108 389 |
Азово-Черноморский | 266 927 | 280 290 | 331 514 | 5,01% | 13 363 | 18,28% | 51 224 |
Арктический | 3 085 | 3 935 | 1 235 | 27,55% | 850 | -68,61% | -2 700 |
Дальневосточный | 330 621 | 303 925 | 403 091 | -8,07% | -26 696 | 32,63% | 99 166 |
Каспийский | 872 | 827 | 837 | -5,16% | -45 | 1,21% | 10 |
Стоит отметить, что наибольший объем в суммарном контейнерообороте портов Дальнего Востока традиционно приходится на каботаж. По итогам 11 месяцев 2017 года его доля составляла 35,11% всего переваленного объема, или 474 822 TEU – на 8,33% больше, чем было перевалено за 11 месяцев 2016 года. Впрочем, доля каботажа в последние годы снижается: в 2017 году она меньше, чем и в 2016, когда на каботаж приходилось 40,39%, и в 2015 (36,7%).
Наш прогноз
В апреле-мае 2016 года наметился процесс перераспределения контейнерных потоков с Балтийского бассейна на Дальневосточный, и на текущий момент мы имеем уже сложившуюся тенденцию.
Именно из-за этого оборот Балтики растет не такими темпами, какими бы мог, так как часть грузопотока переориентируется в пользу Дальнего Востока.
Наш прогноз на 2019 год: тенденция роста контейнерооборота на Дальнем Востоке продолжится, и доли Балтийского и Дальневосточного бассейнов практически сравняются.
Наши ожидания: доля Дальневосточного бассейна в 2019 году составит порядка 37-39%, доля Балтийского бассейна – 43-45%.
Это может произойти при условии, а) если сохранятся (а, в идеале, улучшатся) благоприятные для Дальнего Востока факторы и б) если дальневосточные терминалы сумеют эти объемы переварить – на действующей ли инфраструктуре или, если груз пойдет, на новых мощностях – которые еще предстоит создать.
Не стоит также забывать, что основную долю контейнерооборота дальневосточных портов составляет – и в ближайшем будущем будет сохранять каботаж, а его динамика обусловлена внутренним потреблением.