В сентябре 2017 года в целях исполнения Детализированного плана на 2017 год по выполнению «Плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» Евразийской экономической комиссией создана экспертная группа по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска.
Перед экспертной группой поставлена задача разработки проектов двух концепций: «1.2.7. Развитие института предварительного информирования в морских пунктах пропуска, в том числе с помощью применения электронного документооборота, в рамках функционирования механизма «единого окна»» и «1.2.8. Развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска в рамках функционирования механизма «единого окна».
О вопросах, рассматриваемых экспертной группой, рассказывает ее участник –
Владимир Коростелев
директор проекта Single Window «Группы Морской Экспресс»
представитель ассоциаций морских агентов Калининграда, Санкт-Петербурга и Юга России в Москве
Сравнение системы предварительного информирования таможенных органов с механизмом «единого окна»
Вступление в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно – Таможенный кодекс, ЕАЭС) приведет к изменению технологии работы таможенных органов в связи с переходом на современные информационные технологии. В частности, Таможенный кодекс допускает представление таможенным органам предварительной информации в виде электронного документа.
Возможность использования электронных документов при представлении информации государственным органам является дополнительным стимулом развития механизма «единого окна» в ЕАЭС, предусмотренного «Основными направлениями развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности», одобренными решением Высшего. Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 (далее – Основные направления).
В соответствии с международной рекомендацией №33 Европейской Экономической Комиссии ООН (далее – ЕЭК ООН) механизм «единого окна» (далее – «единое окно») создается «для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами» (B2G). При этом отмечается, что внедрение и использование «единого окна» может принести выгоды как государственным органам, так и бизнесу.
В соответствии с международной рекомендацией №33 ЕЭК ООН внедрение «единого окна» приносит следующие «преимущества для государства:
- Более эффективное и рациональное распределение ресурсов;
- Устранение проблемы недополучения доходов (и зачастую их увеличение);
- Более строгое выполнение требований хозяйствующими субъектами;
- Повышение безопасности;
- Повышение добросовестности хозяйствующих субъектов и доступности информации об их деятельности».
В соответствии с международной рекомендацией №33 ЕЭК ООН внедрение «единого окна» приносит следующие «преимущества для бизнеса:
- Снижение расходов благодаря уменьшению задержек;
- Ускорение таможенной очистки и получения разрешения на движение грузов;
- Предсказуемое применение и разъяснение правил;
- Повышение эффективности и рационального распределения ресурсов;
- Повышение транспарентности».
Особенно важное значение имеет внедрение механизма «единого окна» на морском транспорте для совершенствования процедур всех видов государственного контроля в морских пунктах пропуска (далее – МПП) в целях исключения задержек движения грузов в порту и непроизводительных простоев судов. Если государственные контрольные органы (далее – ГКО) изменят существующие технологии государственного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных при пересечении границы, основанные на проверке бумажных документов, и перейдут от обработки множества бумажных документов, в том числе на борту судна при оформлении прибытия и убытия, на электронный обмен данными через механизм «единого окна», то появится возможность избежать существующих многочасовых задержек грузовых операций и непроизводственных простоев судов.
В соответствии с «Основными направлениями развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности», одобренными решением №68 Высшего Евразийского Экономического Совета от 29 мая 2014 года, «под «единым окном» понимается механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность и участниками внешнеэкономической деятельности, который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности». В указанное определение не включены участники транспортного рынка, в том числе морские перевозчики.
В соответствии с международной Рекомендацией No33 ЕЭК ООН «единое окно» определяется как механизм, позволяющий торговым и транспортным операторам предоставлять информацию и документы, связанные с выполнением требований всех регулирующих органов, относительно импорта, экспорта и транзита, только один раз, одному агентству, и в стандартном формате. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны предоставляться только один раз». Указанное определение включает в себя и участников транспортного рынка, и торговые предприятия, в том числе участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД).
В механизме «единого окна» «единый орган получает информацию в бумажной или электронной форме, распространяет эту информацию среди всех соответствующих государственных органов и координирует меры контроля в целях предупреждения возникновения ненужных препятствий в логистической цепочке»:
Рисунок 1. Модель механизма «единого окна», основанная на работе «единого органа»
В целом, механизму «единого окна» присущи следующие обязательные признаки:
- Наличие единого органа (головной организации), уполномоченного осуществлять прием данных от участников транспортного рынка и ВЭД через механизм «единого окна» и передавать их другим ГКО, а также получать результаты обработки информации от ГКО и передавать их участникам транспортного рынка и ВЭД и форме консолидированного решения («интегрированный ответ»);
- Наличие единой точки входа для обмена информацией между госорганами и бизнесом (B2G):
- Однократное представление и многократное использование данных, переданных через единую точку входа;
- Единый стандартный формат элементов данных (единая модель данных).
Функции механизма «единого окна» существенно шире выполнения задачи представления предварительной информации таможенным органам, имеют несравнимо более важное значение для ГКО на границе, а применение механизма «единого окна» в целях развития института предварительного информирования имеет ряд преимуществ по сравнению с использованием специализированных информационных системам таможенных органов.
В новом Таможенном кодексе описана только «предварительная информация», но ничего не говорится о «предварительном информировании». Этот правовой вакуум позволяет нашим чиновникам произвольно рассуждать о «предварительном информировании», как прототипе механизма «единого окна», и даже заявлять о том, что введение обязательного «предварительного информирования», например, в Свободном порту Владивосток, приводит к успешной реализации механизма «единого окна».
На самом деле это, конечно же, не так. Существенные различия между «предварительным информированием» и механизмом «единого окна» представлены в таблице:
Таблица 1. Сравнение системы предварительного информирования таможенных органов с механизмом «единого окна»
Так как внедрение механизма «единого окна» изначально направлено на улучшение эффективного обмена информацией участников ВЭД и перевозчиков со всеми государственными органами, то это в конечном счете полезно как для государства, так и для бизнеса. Кроме того, внедрение механизма «единого окна» в пунктах пропуска через границу (далее – пункты пропуска) является эффективным инструментом реализации политики координированного управления границей, что позволяет существенно улучшить качество всех видов государственного контроля на границе при сокращении временных и финансовых затрат.
Международные практики и рекомендации свидетельствуют о целесообразности развития института предварительного информирования в морских пунктах пропуска, в том числе с помощью применения электронного документооборота на основе механизма «единого окна» для представления предварительной информации не только таможенным органам, но и всем остальным ГКО в морских пунктах пропуска, чем обеспечиваются возможности построения интегрированной системы управления рисками и реализации принципа координированного управления границей.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции