С момента отмены системы конференций в ЕС прошло около двух лет. Линии расходятся в своих оценках влияния отмены на их бизнес.
Общий знаменатель – отмена конференций привела к повышению волатильности фрахтовых ставок, снижению стабильности уровня расходов и цепочек поставок. При этом сложно оценить последствия отмены независимо от других факторов, в первую очередь от экономического кризиса, который пришелся на это же время.
По мнению Maersk, отмена конференций в ЕС мало что дала как линиям, так и грузовладельцам. В компании считают, что работать на международном судоходном рынке было бы легче, если бы было больше общих правил.
В APL подчеркивают, что последствия кризиса «смазали картину» и не позволяют судить о том, какое влияние в краткосрочной и среднесрочной перспективе оказала на морской бизнес отмена конференций.
В Hapag-Lloyd считают, что какие-то обоснованные выводы можно делать только, когда отрасль будет работать в нормальных условиях, которые в последние два года отсутствовали. Считать 2010 год нормальным тоже нельзя, поскольку это год ускоренного восстановления после кризиса.
Одним из следствий запрета конференций в Hapag-Lloyd назвали волатильность фрахтовых ставок. Конференции имели стабилизирующее влияние на рынок, поскольку позволяли обмениваться информацией, обсуждать тренды в области фрахта и устанавливать общие правила игры.
Нестабильность на фрахтовом рынке усложнила положении небольших судоходных компаний, отмечают в Evergreen. Кроме того, она сказалась и на стабильности цепочек поставок.
Крупные линии также столкнулись с проблемами. По информации Yang Ming, линия была вынуждена на свои средства создать специальную команду специалистов, которая отвечает за соответствие практик компании новому законодательству ЕС, проводит маркетинговые исследования, занимается тарифной политикой. В целом, запретов и ограничений стало больше, и расходов – также больше.