По данным главного аналитика BIMCO Нильса Расмуссена, по итогам 2023 года глобальный рынок морских контейнерных перевозок вырос на 0,2% относительно 2022 года и достиг 173,8 млн TEU. В сравнении с допандемийным 2019 годом рост составил 1,5%.
«Рост контейнерного рынка в прошлом году значительно отставал от темпов развития мировой экономики, которая выросла с 2019 года на 10%», – сказал Н.Расмуссен.
Провозные мощности в 2023 году относительно 2019 года увеличились на 21%, а относительно 2022 года – на 8%. При этом контейнеровместимость мирового флота в ближайшие четыре года вырастет за счет портфеля заказов почти на 25%.
«Первоначально, после кризиса в пандемию, на контейнерном рынке наблюдался сильный отскок. По оценкам Container Trades Statistic (CTS), в 2021 году контейнерный рынок был больше на 3,9%, чем в 2023 году. Но с того момента произошло снижение на 7 млн TEU как на восточном и западном направлениях, так и на региональных маршрутах», – отметил Н.Расмуссен.
Больше всего сократился рынок внутрирегиональных перевозок Европы и Средиземноморья. В 2023 году объемы упали на 7,9% относительно 2022 года и на 12,6% в сравнении с 2019 годом. Значительное влияние на такие результаты, по мнению Н.Расмуссена, оказала геополитическая ситуация на Украине.
Самые высокие темпы роста перевозок наблюдались на южных маршрутах и на трейде Север – Юг, которые охватывают регионы Южной и Центральной Америки (+11,8% относительно 2022 года и 9,1% относительно 2019 года), страны Африки к югу от Сахары и Океании (рост 1,1% в сравнении с 2022 годом и 6,8% в сравнении с 2019 годом). Ключевым драйвером роста на этих трейдах был экспорт из Восточной и Юго-Восточной Азии.
Рост торговли на трейде Восток – Запад между портами Азии, Европы / Средиземноморья и Северной Америки сократился на 12% относительно 2019 года из-за уменьшения объемов на обратных рейсах. В то же время объемы из Азии перевозок выросли на 7,2%.
«На перевозки с востока на запад приходится почти 60% спроса на суда. По оценкам Международного валютного фонда, среднегодовой рост перевозок в течение 2024 и 2025 года и на востоке, и на западе составит менее 2%, что усиливает опасения по поводу баланса спроса и предложения», – сказал Н.Расмуссен.
Фото: Offshore Energy