Необходимо окончательно определиться с тем, что нужно делать для создания портовых мощностей по перевалке белорусских грузов – строить терминал, порт или модернизировать какой-либо существующий, и немедленно начать работу. Об этом президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 18 июля на совещании о создании портовых мощностей, сообщает пресс-служба правительства государства.
А.Лукашенко отметил, что в январе этого года уже рассматривался вопрос о портовых мощностях для перевалки белорусских грузов. В основном речь шла о калийных удобрениях. Сегодня эта тема также обсуждается, что вполне очевидно, учитывая большие объемы поставок, но добавится еще и вопрос поставки нефтепродуктов. «Направления работы были определены, необходимые решения приняты. Пришло время сверить часы и, если нужно, подкорректировать и согласовать наши дальнейшие действия и планы», – сказал президент Беларуси.
«Обстановка и внешнеполитическая конъюнктура сегодня развиваются крайне динамично. Но, надо отдать должное, белорусская экономика продолжает работать и находить новые возможности в этих непростых условиях, – подчеркнул он. – Мы должны оперативно реагировать на все вызовы и гарантированно обеспечивать доставку экспортных грузов покупателям. Ключевой момент – скорость принятия решений».
В этой связи глава государства обозначил ряд ключевых вопросов. Один из них – на какой стадии находится создание собственных мощностей для морских перевозок? «Понятно, мы ушли (не по своему желанию) из традиционных портов и работаем по перевалке наших грузов, а это около 20 млн тонн, во всех портах Российской Федерации», – сказал А.Лукашенко.
«Есть ли конкретные результаты в этом направлении? – продолжил он. – Какие порты задействованы для перевозки калийных удобрений и нефтепродуктов, какие есть проблемы в связи с этим? Есть ли у нас понимание, сколько калия мы можем переваливать через порты Российской Федерации на приемлемых условиях?»
Кроме того, есть альтернативные варианты сотрудничества в северо-западном регионе России. «Это должно быть главным вопросом», – обратил внимание президент. По его словам, сейчас Беларусь имеет два возможных варианта, каждый со своими преимуществами и недостатками – Мурманск и Приморск.
«Необходимо окончательно определиться, что нужно – строить терминал, порт или модернизировать какой-либо существующий, и немедленно начинать работу, – подчеркнул глава государства. – Насколько я знаю, где-то под Ленинградом мы и строим, и модернизируем. Под Мурманском пока телепаемся».
На совещании также шла речь о проекте Указа о реализации отдельных видов товаров на экспорт.
На совещании первый заместитель премьер-министра правительства Беларуси Николай Снопков заявил, что Беларусь в этом году перевезла через российские порты в 4 раза больше грузов, чем за аналогичный период предыдущего.
«Если за 6 месяцев прошлого года через российские морские порты мы перевезли 1,5 млн тонн белорусских грузов, то в этом году объем уже составил практически 6 млн тонн. Рост – 400%. Практически весь объем – 97% – это химические минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты», – сказал первый вице-премьер.
Он отметил, что результаты начатой в апреле прошлого года работы по организации перевалки белорусского калия через морские порты северо-запада и юга России сегодня позволяют располагать портовыми мощностями для перевалки примерно 1 млн тонн продукции в месяц, или 12 млн тонн в год.
Н.Снопков рассказал, что белорусской стороне удалось добиться экономически эффективных условий перевалки в терминалах портов Санкт-Петербурга. В первом полугодии текущего года через эти порты отгружено 2,7 млн тонн калийных удобрений.
«Основные порты – это Бронка, Балтийский судомеханический завод, Морской рыбный порт, Keystone Logistics. Базовый, в соответствии с соглашениями между Минтрансом Республики Беларусь и Минтрансом Российской Федерации, – Бронка», – сказал первый вице-премьер.
Фото: пресс-служба правительства Беларуси