Продолжаем тему международного транспортного коридора Север-Юг. Об особенностях различных веток этого маршрута, проблемах, с которыми сталкиваются пользователи коридора и о том, как их решить, рассуждает Анна Ростовцева, руководитель проектов Novelco.
Насколько сегодня востребованы перевозки по МТК «Север-Юг», для каких грузов и каких клиентов?
Сейчас по МТК в основном транспортируются контейнеры, химия и удобрения, нефтепродукты, пиломатериалы, тарно-штучные грузы, продукты питания и др.
В перспективе по маршруту можно будет доставлять широкую номенклатуру грузов: сырье, текстиль, бытовую технику, оборудование и т.д.
С какими проблемами приходится сталкиваться логистическим операторам на этом маршруте?
МТК «Север-Юг» представляет собой комплекс маршрутов доставки через Иран. Он состоит из трех основных веток: Западной, проходящей через Азербайджан, Восточной – через Туркменистан и Казахстан и Транскаспийской – через Каспийское море.
Все эти маршруты развиваются по-разному. Самой перспективной является транскаспийская ветка. Однако здесь существуют проблемы с недостаточной развитостью инфраструктуры портов и железнодорожных путей из портов.
Перевозки по восточной ветке осложняются необходимостью пересечения нескольких стран по железной дороге (из России – в Казахстан, после – в Туркменистан, затем по Иранским железным дорогам со сменой платформ из-за разницы в размерах колеи).
Сложным является маршрут и по западной ветке. Здесь стоит отметить слабую инфраструктуру на погранпереходе между Россией и Азербайджаном, отсутствие 164-километрового участка железной дороги из иранского Решта до Астары, из-за чего приходится перетаривать груз из контейнеров в тентованные фуры.
Как Вы оцениваете потенциал коридора?
Главными преимуществами коридора «Север-Юг» должны стать сокращение сроков доставки из-за расстояния, которое в два раза короче по сравнению с морской перевозкой из Индии и Ближнего Востока, а также снижение стоимости перевозки.
Хотя МТК «Север-Юг» может стать конкурентоспособной транзитной магистралью, на текущий момент его пропускная способность, даже на самых развитых маршрутах, не готова к значительному увеличению объемов перевозок. Востребованность коридора, однако, растет, и наблюдается устойчивый рост перевозок по всем его маршрутам.
Так, по данным ЕЭК, объем грузоперевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг» в первом квартале 2023 года составил 800 тыс. тонн, на 72% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Чего не хватает, чтобы это направление заработало в полную силу?
Чтобы МТК «Север-Юг» стал полноценной альтернативой традиционным маршрутам, необходимо улучшить всю транспортно-логистическую инфраструктуру и расширить грузовую базу. Также важно создать инфраструктурный альянс между заинтересованными странами-участницами коридора – тогда на маршруты коридора придет бизнес.
Конкретные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, 17 мая правительства России и Ирана достигли соглашения о финансировании постройки железнодорожного участка Решт – Астара на территории Ирана, без которого невозможны формирование сквозного железнодорожного коридора от России до южных портов Ирана и прямой выход для отечественных грузов в Персидский залив. Ожидается, что участок будут строить четыре года. После этого пропускная способность западного маршрута коридора «Север-Юг» резко возрастет.
Кроме того, для улучшения пропускной способности МТК решено построить обходы городов Дербент и Хасавюрт и расширить полосы на пограничных пунктах пропуска.
Фото: Novelco
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции