Кого не коснулся портовый разворот с запада на восток
Леспромышленный холдинг Segezha Group не коснулся переориентация российской логистики с запада на восток, заявил вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике холдинга Николай Иванов на сессии «Портовый разворот: через запад на восток?» в рамках ПМЭФ-2023.
«Segezha Group отгружает продукцию общим весом 3,5 млн тонн в год. Нас так сильно не коснулся этот разворот, потому что на закрывшиеся рынки холдинг отгружал менее 500 тыс. тонн продукции в год, — сказал Н.Иванов. — Соответственно глобального разворота для нас не произошло. За исключением тех потоков, которые мы оправляли в Латинскую Америку через порты Западной Европы».
По мнению спикера, в целом, для большинства предприятий холдинга на Северо-Западе и в Сибири ситуация осталась относительно стабильной — порядка 70-80% продукции традиционно направляется на восточные рынки.
«Полгода назад у нас было менее благостное настроение, но сейчас настроение улучшилось, — сказал Н.Иванов. — Наиболее напряженной наблюдалась динамика с 1 кв. по 3 кв. прошлого года — ставки по некоторым направлениям выросли в два раза, или даже в 2,5. При этом по некоторым грузам доля логистики доходила до 60% стоимости доставленного груза. Эти дисбалансы нужно устранять — и они устраняются», — отметил Н. Иванов.
Спикер подчеркнул, что бизнес Segezha Group, как крупного экспортера, зиждется на «трех китах» — это курс рубля, стоимость логистики и цены на внешних рынках. «Ситуация для холдинга за последние три месяца существенно улучшилась — благодаря усилиям Минпромторга России, РЖД, партнерам — FESCO и ПАО «ТрансКонтейнер», — сказал Н.Иванов. — По сравнению с пиковыми показателями цены на перевозку снизились до 40%. Безусловно, мы ожидаем дальнейшего снижения еще процентов на 40, чтобы вернутся к нормальным показателям, при котором лесная промышленность и другие отрасли могут стабильно работать. Тогда ЛПК сможет наращивать свое производство и обеспечивать грузом эти прекрасные новые логистические маршруты».
По мнению Н. Иванова, временные правила РЖД для обеспечения ряда приоритетных перевозок дали хороший результат. «С мая по июнь холдинг успешно отгружает продукцию через Восточный полигон. Но одновременно появилась обратная диспропорция — сейчас дешевле везти груз на Китай с Северо-Запада, чем из Иркутска, примерно в полтора раза».
Как считает вице-президент Segezha Group, сложившийся дисбаланс должен быть устранен, в том числе это можно сделать за счет государственных краткосрочных субсидий новых линий в порту Санкт-Петербурга. «В настоящее время ставка за контейнер на Китай составляет для холдинга порядка 2,5 тыс. долларов за контейнер, — сказал Н. Иванов. — Надеемся, что за счет увеличения потока выйдем на 2 тыс. долларов, но планкой является 1,5 тыс. долларов. Если эта ставка будет субсидироваться в течение 1 года до трех лет, как это поручил президент РФ, думаю, этот дисбаланс будет устранен, и давление с Восточного полигона снимется».
Кроме того, Н. Иванов подчеркнул значимость для бизнеса новых погранпереходов с Китаем, в частности Нижнеленинское-Тунцзянь. «Один млн тонн грузов для этого пункта совсем не предел, до 10 млн тонн через это переход можно спокойно перевезти», — считает он.
При этом спикер озвучил пожелание холдинга о развитии контейнерных перевозок через этот погранпереход. «Чтобы контейнера, под которые мы практически за пять лет перестроили всю свою логистику, тоже могли идти по этому погранпереходу», — резюмировал Н. Иванов.
Фото: фотобанк Росконгресса