14 июня запущено движение беспилотных магистральных тягачей КАМАЗ по федеральной трассе М-11 «Нева». Как сообщили SeaNews в пресс-службе ПАО «КАМАЗ», состоявшийся в рамках Петербургского международного экономического форума запуск беспилотных грузовиков на скоростной магистрали М-11 для перевозки грузов по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург стал первым этапом проекта «Беспилотные логистические коридоры». Всего в рейс вышло 4 цифровых магистральных тягача, которые в составе автопоезда с полуприцепом будут осуществлять грузоперевозки между двумя городами.
Беспилотные автомобили созданы на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901. Модель оснащена системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации. Управление тормозной и рулевой системы, двигателя и АКПП осуществляется с применением электронной кан-шины.
Машины будут работать между логистическими терминалами Москвы и Петербурга по концепции hub-to-hub, без заездов в города. Протяжённость маршрута составит 650 км. Как пояснил главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко, беспилотные магистральные тягачи будут работать в режиме 24/7, то есть ограничения, связанные с режимом труда и отдыха водителей, на эту технику не распространяются. Автомобиль будет останавливаться только на погрузку-разгрузку, заправку топливом, а также для проведения технического обслуживания – замену фильтров, масла и т. д. Во время движения, в соответствии с программой ЭПР (экспериментальный правовой режим) в кабине беспилотника будет находиться инженер-испытатель, готовый перехватить управление в экстренных ситуациях.
Движение высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 запущено в рамках введенного экспериментально-правового режима для беспилотного грузового автотранспорта. Целью запуска является проведение исследовательских испытаний автомобилей-роботов на дорогах общего пользования, отработка алгоритмов, грузопотоков, организационных особенностей эксплуатации автомобилей-роботов. Также, отмечают в ПАО «КАМАЗ», немаловажным является параллельное выстраивание системы взаимодействия между оператором беспилотных перевозок, логистическим компаниями и оператором инфраструктуры.
Проектный консорциум сформирован с крупнейшими российскими разработчиками технологий, автопроизводителями, перевозчиками и грузоотправителями. Помимо производителя высокоавтоматизированных транспортных средств ПАО «КАМАЗ», участниками состоявшегося запуска беспилотной техники стали Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), «Газпромнефть-Снабжение», ГК «Автодор» как оператор инфраструктуры, другие компании.
«Развитие беспилотного транспорта – один из актуальных трендов автомобильной отрасли. «КАМАЗ» занимает лидирующие позиции в этой области. Компанией разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения. Часть этой техники уже прошла испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях. Введение экспериментально-правового режима на трассе М-11 «Нева» и состоявшийся запуск беспилотных магистральных тягачей КАМАЗ даёт возможность протестировать наши разработки в области беспилотного грузового транспорта на дорогах общего пользования, а также позволит на практике, в условиях реального движения апробировать коммерческое использование технологии беспилотных грузовиков», – отметил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
Движение беспилотных грузовиков по М-11 осуществляется с применением цифрового двойника магистрали, разработанного по инициативе Минтранса ФАУ «РОСДОРНИИ» и компанией «СофтТелематика» (входит в концерн «Телематика»). Как сообщили SeaNews в «СофтТелематике», первый российский цифровой двойник автомагистрали построен на базе технологии связи V2X (vehicle-to-everything – автомобиль, подключенный ко всему) для обеспечения безопасного движения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на магистралях.
Он содержит центр управления, который объединяет в себе колоссальные массивы данных о дороге и отражает изменения дорожной ситуации в реальном времени. Для этого цифровой двойник подключен к действующей интеллектуальной системе дороги – автоматизированной системе управления дорожным движением. Это позволяет дополнить систему управления ВАТС фактическими данными от дорожной инфраструктуры о трафике, метеоусловиях, дорожно-транспортных происшествиях, любых динамических изменениях и инцидентах на протяжении всей трассы. В свою очередь, «умная» дорожная инфраструктура получает данные о движении беспилотного и подключенного транспорта, обеспечивая эффективную координацию и управление транспортными потоками на магистрали.
«Первый участок сегодня запущен и до конца этого года будет поэтапно создан цифровой двойник всей трассы общей протяженностью 610 км. Такая динамичная цифровая модель дороги обеспечивает геопозиционирование объектов дорожной инфраструктуры с дециметровой точностью и необходима для безопасного движения беспилотного транспорта по маршруту. Также создаваемый цифровой двойник поможет сформировать стандарты, задать технические и технологические требования к дорожно-транспортной инфраструктуре беспилотных логистических коридоров. Тиражируемая целевая архитектура поможет усовершенствовать алгоритмы использования высокоавтоматизированных средств в реальных дорожных условиях для запуска беспилотных автомобильных дорог», – рассказал заместитель генерального директора РОСДОРНИИ Павел Ручьев.
«ВАТС получают информацию об окружающей дорожной обстановке с помощью сенсоров, лидаров и видеокамер, дальность которых ограничена физической зоной видимости. Применение беспилотным транспортом цифрового двойника на базе V2X с реальными данными от «умной» дороги даст возможность видеть события, находящиеся за границами сенсорных систем автомобиля. За счет этого повысится безопасность движения и увеличится крейсерская скорость движения ВАТС на магистралях, что крайне важно для экономической эффективности коммерческих беспилотных грузовых перевозок», – пояснил генеральный директор компании «СофтТелематика» Дмитрий Казаринов.
Проект «Беспилотные логистические коридоры» является частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках исполнения поручений Президента России и Правительства РФ по подготовке Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны в рамках экспериментально-правового режима на М-11, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров. К 2030 году беспилотные перевозки планируется организовать на 19,5 тыс. км федеральных дорог.
Фото: СофтТелематика