Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов рассказал об актуальных задачах судостроительной отрасли на «круглом столе» Комитета по экономической политике Совета Федерации РФ, посвященном ускорению импортозамещения судового комплектующего оборудования (СКО) и запасных частей.
Как сообщается на сайте ОСК, заседание «круглого стола» Комитета по экономической политике Совета Федерации РФ по теме «Об ускоренном импортозамещении судового комплектующего оборудования и запасных частей в Российской Федерации» состоялось под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константина Долгова с участием сенаторов, представителей профильных министерств и ведомств, а также экспертного сообщества.
По словам А.Рахманова, «вопрос в том, чтобы программа импортозамещения была воспринята не как очередная нагрузка на бюджет, а как неизбежность, которая в контексте технологического суверенитета является основой того, чтобы мы ловили рыбу, ели свежие продукты, защищали страну». Принимаемые на уровне государства меры по поддержке отечественной промышленности и в том числе судостроения в целом результативны, однако ряд из них нуждается в совершенствовании.
По мнению А.Рахманова, заказчики судов должны принять реалии и перестать сводить всю сложность проблематики импортозамещения судового комплектующего оборудования только к цене на конечное изделие. «Многие наши коллеги склонны воспринимать ситуацию в лоб. Они говорят, что в Китае производство судов стоит дешевле, но при этом они забывают, что там меры господдержки ориентированы на тех, кто производит двигатели и суда, а этот размер поддержки никак не меньше 30%. Так что, когда мы предлагаем какие-то технические решения, а нам говорят «но они же дороже, чем в Китае», мы соглашаемся – да, дороже, и вот почему: господдержка, объемы, да и тарифы имеют значение. Мы сейчас будем заниматься локализацией большого количества СКО, а на него как была пошлина 10-15%, так и осталась. Мы пытаемся машиностроителей ставить в жесткие рамки ценовой политики, а оказывается, что они по внешним условиям ведения бизнеса будут неконкурентоспособны», – сказал он.
В частности, отрасль нуждается новых экономических условиях выпуска головных судов, на которые могут быть распространены известные субсидии на производство пилотных партий. «Для судостроения они жизненно важны. Наши коллеги, строящие двигатели, лебедки, все остальное, показывают, что на момент запуска локализованных изделий их цена будет дороже чем то, что мы покупали за рубежом, не важно где – на востоке или на западе. Пока мы не приведем условия работы с пилотными партиями в понятное русло, и результат будет половинчатым», – подчеркнул А.Рахманов.
Метод субсидирования строительства рыбо- и краболовных судов также необходимо пересмотреть. «Субсидии дальневосточникам по рыболовецким судам: мы благодарны за такое решение, только вот субсидию получают те, кто краба ловит, а не те, кто краболовы строит. Мы опять потеряли возможность сбалансировать цену (с зарубежными аналогами), потому что наши производители в ценовых переговорах снова оказываются стороной потерпевшей. Может быть, стоит поправить правила использования этого инструмента, чтобы помощь была одинаково полезна и судостроителям, и рыбакам. Потому что пока мы наблюдаем одностороннюю историю», – заключил глава ОСК.
Председательствующий на «круглом столе» Константин Долгов поддержал главу ОСК в том, что производство головных судов действительно нуждается в особых экономических условиях и предложил содействие в решении этого вопроса на уровне Совета Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Фото пресс-службы Совета Федерации