Процент номенклатуры дорожно-строительной техники, внесенный в санкционный список, близится к 100%, рассказала менеджер по продажам TMBCL Екатерина Бабкина в ходе 6-й Транспортной конференции «ShippingRu 2023», организованной ВИВА Консалт в Москве.
Выступая с докладом на тему «Ро-ро логистика в условиях санкций», Е.Бабкина отметила, цепи поставок России в 2022 году были лишены 95% рынка из-за ухода иностранных компаний. «Пять основных перевозчиков покинули российский рынок и прекратили обслуживание портов Санкт-Петербург и Новороссийск, – сказала она. – Эти фидерные компании были стыковкой между российскими портами и глобальными океанскими ро-ро перевозчиками».
При этом ключевой хаб для РФ Санкт-Петербург, до февраля 2022 года имевший долю 70% на российском рынке ро-ро логистики, полностью остановился, а Новороссийск продемонстрировал падение на 80%. «Доля Владивостока до февраля прошлого года составляла 20%, и за это время его объемы росли за счет Японии и Китая», – рассказала Е.Бабкина.
Спикер отметила, что рынок российской ро-ро логистики в 2022 году характеризовал рост стоимости доставки автотехники более чем на 100%. Еще одним ключевым изменением на рынке в 2022 году стало переориентирование потоков на Китай и Турцию и появление маршрутов через Иран и Каспийский бассейн. Также она подчеркнула, что на Дальнем Востоке наблюдался дисбаланс предложения флота и спроса на накатную технику.
По словам Е.Бабкиной, в настоящее время глобальные перевозчики полноценно не участвуют в доставке в РФ легковых автомобилей и дорожно-строительной техники. «Но они постоянно пытаются эксплуатировать для доставки российских грузов транзитный флот, например, Турции», – сказала спикер.
Она отметила, что санкционные и другие ограничение серьезно влияют на российский рынок ро-ро логистики. Так, например, стоимость нового легкового автомобиля, готового к отправке в РФ, должна быть не более 50 тыс. евро. Кром того, действует комплайенс по отправителю, получателю и бренду легкового автомобиля.
«Влияние новых ограничений ЕС на импорт автотехники в РФ мы серьезно ощущаем на своей деятельности, поскольку эти санкционные пакеты расширяют список номенклатур кодов ТН ВЭД, запрещенных к ввозу в РФ, – продолжила эксперт. – Если говорить о дорожно-строительной технике, то процент номенклатуры, внесенной в списки, близится уже к 100%».
Кроме того, есть проблема со страхованием флота, который в основном застрахован страховыми компаниями Евросоюза и Великобритании. «90% мирового флота застраховано в этих обществах, и даже если Китай и Турция под своим флагами на своих судах проходят компайленс, потом все равно они вынуждены отказывать в приеме наших грузов. Серьезные проблемы есть в части дополнительных страховых сборов за военные риски,» – добавила Е.Бабкина.
Сейчас, отметила она, формируется пул субстандартных перевозчиков. «Они используют суда старше 20-25 лет, что приводит к определенным страховым рискам. Такие перевозчики пытаются найти альтернативных страховщиков, которые не котируются в страховых сообществах. Ввиду этого есть риск, который уже, к сожалению, материализуется на практике».
«Мы считаем, что эта проблема должна решаться путем субсидирования государством и созданием российских государственных судоходных компаний, которые не будут уязвимыми для санкций», – поделилась мнением спикер.
Также она остановилась на рынке ро-ро логистики Азово-Черноморского бассейна. Е.Бабкина отметила удвоение объемов со стороны Турции. Однако на хорошие показатели уже сейчас влияют негативные факторы. «По данным Ассоциации турецких экспедиторов, спрос на перевозку трейлеров из Турции в РФ сейчас составляет 300 ед. в сутки, – сказала она. – К сожалению, мощности Новороссийска готовы принимать лишь 150 ед. в неделю. Сейчас налицо открытый дефицит таких возможностей. Это связано с отсутствием комплексов, которые должны иметь пункты пропуска для приема трейлеров с водителями».
По словам Е.Бабкиной, в Азово-Черноморском бассейне есть только два подобных пункта пропуска – порт Кавказ, который сейчас закрыт, и терминал НУТЭП. Кроме того, актуальной проблемой остается отсутствие альтернативных маршрутов для автомобилей, следующих по TIR Carnet.