8 февраля этого года в Алма-Ате состоялось заседание общего собрания Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ), сообщает пресс-служба «Казахстанских железных дорог». Члены Ассоциации подвели итоги работы за 2022 год.
За прошедший год по маршруту ТМТМ перевезено 1,5 млн тонн грузов, в 2,5 раза больше по сравнению с показателем 2021 года. В том числе экспорт казахстанских грузов увеличился в сравнении с показателем 2021 года в 6,5 раза и составил 891 тыс. тонн.
Объем контейнерных перевозок по ТМТМ составил 33,6 тыс. TEU, что на 33% больше в сравнении с 2021 годом.
В ходе заседания были обсуждены вопросы повышения эффективности работы по привлечению грузов на ТМТМ и развитию контейнерных перевозок.
По информации КЖД, достигнуты договоренности по вопросам увеличения объемов перевозок грузов по маршруту на 2023 год, курсирования регулярного шаттл-поезда по твердому расписанию и создания единого транзитного продукта.
«Транскаспийский международный транспортный маршрут» (другое название – Срединный коридор / Middle Corridor) пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы. Общая протяжённость всего маршрута составляет 11 тыс. км. Ключевым инфраструктурным проектом является железная дорога Баку – Тбилиси – Карс, которая была введена в 2017 году.
Напомним, в марте прошлого года правительство Казахстана на фоне санкций в отношении России проработало альтернативные маршруты перевозки экспортных и транзитных грузов. Так, экспортные грузы должны были переориентироваться на латвийские порты и на Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). В целях развития грузоперевозок по ТМТМ также запланировано создание контейнерного хаба на базе свободной экономической зоны «Морской порт Актау».
Через Рижский порт в 2022 году было перевалено 1,05 млн тонн грузов из Казахстана, в том числе 1,03 млн тонн угля, через Вентспилс прошло 3,2 млн тонн казахстанских грузов, через Лиепаю — 36 тыс. тонн угля и 36 тыс. тонн алюминиевых слитков, сообщают «Казахстанские железные дороги» со ссылкой на министерство иностранных дел Республики Казахстан.
Что касается конкуренции между ТМТМ и маршрутом через Россию, то говорить пока об этом рано. Для сравнения сервисами ОТЛК ЕРА, в которой Казахстан является соучредителем совместно с Россией и Белоруссией, по итогам 2022 года было перевезено 681,2 тыс. TEU (минус 1,5% к 2021 году).
Кроме этого, у ТМТМ по итогам 2022 года выявились слабые места. Первое и самое главное – коридор не был готов к такому росту грузопотока. Второе – высокая стоимость сложного интермодального маршрута не была компенсирована приемлемой скоростью транзита. Об этом, отметим, говорили участники IV Конференции «ТрансКонт 2022», которая прошла в Москве в ноябре прошлого года.
Фото: «Казахстанские железные дороги»