Продолжаем серию публикаций участников российского транспортно-логистического рынка о том, какие изменения произошли на рынке автомобильных перевозок и какие тренды на нем наблюдаются. Сегодня – фокус на внутрироссийских перевозках. О том, как развивается этот рынок и чего можно ждать в будущем, рассказывает Маргарита Табунова, директор по транспортным операциям FM Logistic в России.
Безусловно, год выдался непростой для всех участников логистической цепи.
Рынок пережил серьезные колебания, связанные, в первую очередь, с геополитическими изменениями, мобилизацией, вследствие которых можно было наблюдать дефицит водителей и отток сотрудников в некоторых отраслях.
В течение всего года спрос был крайне нестабильным: в летний период – профицит машин на рынке и связанное с этим краткосрочное снижение тарифов. Спад объемов перевозок объясняется уходом с рынка или приостановкой деятельности некоторых заказчиков. Уже к осени, с началом традиционного высокого сезона, наметился дефицит транспортных средств и, как следствие, спекулятивный рост цен.
В конце 2022 года средний тариф на перевозку вырос на 15-20% к аналогичному периоду в 2021. По некоторым направлениям произошло увеличение ставки в два раза. Например, при отправках в Уральский федеральный округ в ноябре-декабре рост тарифа составлял до 100%, а в Сибирский – около 50% по отношению к стандартной цене.
В январе 2023 года сильные морозы и снегопады, перекрытия дорог и аномальные температуры оказали влияние на транзит грузов в дальние регионы Сибири и Урала.
Тем не менее, прошедший год сделал нас всех сильнее, научил оперативно адаптироваться к внешним изменениям, смелее принимать решения.
Направления внутрироссийских перевозок глобально не изменились – превалируют отгрузки из Москвы в регионы. Периодически приходилось сталкиваться со сложностями в обратной загрузке – особенно из Санкт-Петербурга. Вряд ли этот грузопоток скоро восстановится.
Специализация нашей компании – перевозка продукции FMCG. Просевшие в летние месяцы объемы заместили либо российские бренды, либо новые импортеры из Турции, Китая, Ирана и других стран, которые смогли оперативно занять вакантные места на полке.
К концу года объем внутрироссийских перевозок в нашей компании за период сентябрь-декабрь 2022 года вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2021.
Стоит отметить, что произошло перераспределение клиентов между оставшимися работать на российском рынке игроками, возможно, рост у других перевозчиков не столь значителен. Однако дефицита грузопотока в сентябре-декабре текущего года однозначно ни у кого не было.
Прогнозы давать, безусловно, сложно. Мы ограничиваем действие наших тарифов 6 месяцами, планировать на год стало крайне сложно. Большая часть доставок на российском рынке все еще осуществляется мелкими и средними перевозчиками, которые определяют ее стоимость.
Рынок перевозок в 2023 году будет регулироваться спросом и покупательской способностью населения. При этом за прошедшие годы не произошло значительного обновления автопарков, а в текущих реалиях эта задача стала еще сложнее. Стоимость владения транспортом существенно выросла: дефицит запчастей, увеличенные сроки ремонта, наличие и цена европейских транспортных средств. К китайским грузовикам рынок только присматривается, сейчас происходит замена выбывающей техники, но не ее прирост. В будущем мы можем столкнуться с еще большим недостатком транспортных средств, именно поэтому так важно научиться использовать уже имеющийся автопарк максимально эффективно, обеспечивая полную загрузку и минимальные простои, выравнивать количество перевозок в рамках недели и месяца. Реализация этой задачи потребует вовлеченности и усилий со стороны всех участников рынка и должна стать приоритетной уже в ближайшей перспективе.
Фото: FM Logistic в России
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции