2022 год закончился, оставив после себя много вопросов. В начале года многие не понимали, как быть дальше, но уже сейчас эксперты транспортных компаний точно знают, в каком направлении им двигаться в 2023 году. По крайней мере, это знают компании-члены Альянса ACEX, который поделились своими наблюдениями и прогнозами с SeaNews.
Восстанавливаясь после пандемийных ограничений, логистическая сфера находилась в напряженном состоянии, а с марта прошлого года, казалось, и вовсе наступил хаос. Многие говорили, что логистика «сломалась». Европейское направление было парализовано как собственно санкциями, так и непониманием их структуры производителями и транспортными компаниями.
Неудивительно, что всей логистической отрасли в России приходится перестраиваться под новое направление работы. Транспортные компании приняли вызов времени, и уже сейчас наблюдается рост торговли с Китаем, Индией и Турцией, а также значительное увеличение товарооборота с несколькими странами ЕС, Японией и Бразилией.
Объем международной торговли с Россией после начала СВО
Какие события оказали существенное влияние на логистику в России?
- Уход многих иностранных компаний, в том числе судоходных линий, что в корне изменило прежние схемы работы;
- Санкционное давление, которое, тем не менее, не оказало такого критического влияния на экономику, как ожидалось;
- Часть банков оказалась под санкциями, часть отрезана от SWIFT, что усложнило валютные операции;
- Рынок «встал» на 2-3 месяца (конец февраля – начало мая) ввиду нестабильного курса основных валют, невозможности осуществления платежей и угрозы военного положения.
Что происходит сейчас?
Безусловно, грузопоток из Европы сократился в разы. На данный момент старыми маршрутами ввозится только тот товар, который не подпадает под санкции и контрсанкции. Но даже с этими грузами возникают проблемы: огромное количество европейских поставщиков / перевозчиков отказываются продавать / отгружать товары напрямую в РФ, опасаясь санкций.
Ранее автомобильные перевозки между Европейским союзом и Российской Федерацией осуществлялись транспортными компаниями многих стран по наиболее короткому маршруту – через Польшу и Белоруссию, а латвийские и эстонские перевозчики проезжали через свои страны и выходили напрямую в Россию. Однако с 8 апреля 2022 года таможенные службы стран Европейского союза прекратили допуск на территорию ЕС автотранспорта, зарегистрированного в странах, указанных в пятом пакете санкций.
Правительство России в ответ установило с 10 октября 2022 года запрет на грузовые автомобильные перевозки по территории страны для компаний из стран ЕС, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, Норвегии и Украины.
«Данный запрет не ограничивает абсолютно все перевозки из Европы. Сегодня грузопоток осуществляется преимущественно с перецепкой или перегрузкой из одной машины в другую сразу при въезде в страну. Главное, чтобы было, что и кому возить, и схема для грузов изменится», – комментирует Алексей Липатов, исполнительный директор АСЕХ.
Кроме того, используются и альтернативные пути для доставки грузов из ЕС. Через Турцию, среднеазиатские страны СНГ и ОАЭ происходит посредническая торговая деятельность с не столь «дружественными» регионами.
«Номенклатура грузов разнообразная, в подавляющем большинстве не подпадающая под различные типы рестрикций. Таким образом, европейский экспорт превращается после перепродажи в турецкий и эмиратский, если поставщик готов продавать товар», – говорит Евгений Апасов, генеральный директор SLS Agency, ACEX в Санкт-Петербурге.
Еще одной причиной активизации транзитных перевозок через Турцию стало то, что крупные морские линии больше не заходят в порты РФ, но работают через турецкие порты. Схема с перегрузом товаров из контейнеров глобальных линий в контейнеры локальных линий стала очень популярной. Также популярна и комбинация разных видов транспорта – груз в Турцию доставляется автотранспортом или с использованием воздушного транспорта.
За несколько месяцев Турция постепенно превратилась в платформу, через которую многочисленные импортеры продолжают осуществлять поставки в Россию в очень больших масштабах, несмотря на все ограничения.
Как пояснил Денис Бобраков, генеральный директор Black Sea Shipping, ACEX в Новороссийске, «Весной многие компании действительно сосредоточились на Турции и использовали перетарку грузов из ЕС, однако потом начали развиваться новые направления. Постепенно перевозятся товары из Израиля, ОАЭ, Саудовской Аравии, Индии и Китая. В основном, перевозки осуществляются транзитом через Стамбул, который является крупнейшим хабом».
Действительно, огромное количество поставщиков из Европы отказываются иметь любые отношения с импортерами из РФ, прямо или косвенно. Поэтому идёт мощное замещение импорта из ЕС аналогами из «дружественных» стран.
Если еще в 2021 на страны Европы приходилось 56% объема экспорта, однако сейчас эта цифра уменьшилась практически вдвое. Таким образом, география экспорта российских товаров также расширяется на другие горизонты.
По словам Владимира Цынцаря, специалиста по работе с ключевыми клиентами ACEX Москва, наблюдается устойчивый рост грузопотоков в страны Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии: ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Китай, Индия, Вьетнам, Южная Корея.
Что нас ждёт в 2023 году?
Сегодня в России реализуются меры по переориентации экспорта и импорта на новые рынки, создаются новые логистические маршруты и сервисы. Особой популярностью пользуется восточное направление, которое и планируется усиленно развивать в новом году. Спрос на грузоперевозки из/в дружественные страны будет только увеличиваться.
Фото: ACEX
Мнение спикеров может не совпадать с позицией редакции