Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков и генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачёв на этой неделе обсудили меры, направленные на реализацию Плана развития Северного морского пути и увеличение грузопоток, сообщает пресс-служба корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
Отмечается, что в 2022 году по Севморпути было перевезено 34,1 млн тонн грузов – плановый показатель перевыполнен на 2,1 млн тонн.
В 2023 году планируется доставить в арктические и дальневосточные регионы 36 млн тонн грузов. У Минвостокразвития России совместно с «Росатомом» заключены соглашения с несколькими крупнейшими грузоотправителями, осуществляющими транспортировку грузов по СМП, направленные на обеспечение перспективного грузопотока.
По информации КРДВ, среди них резидент Арктической зоны РФ (АЗРФ) компания «Северная звезда». Инвестор реализует проект по освоению Сырадасайского месторождения угля на севере Красноярского края. Проект включает создание угольного разреза мощностью 5 млн тонн в год на первом этапе и 10 млн тонн в год на втором, строительство обогатительной фабрики и создание необходимой инфраструктуры, в том числе морского порта «Енисей».
Аналогичные соглашения планируется подписать с рядом других грузоотправителей – в частности, с компаниями, реализующими в Арктической зоне РФ крупные горнорудные проекты.
По словам заместителя директора департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов Владимира Гудкова, помимо проектов, влияющих на увеличение грузооборота по СМП, резиденты АЗРФ также реализуют проекты, направленные на развитие его инфраструктуры. «Например, «Архангельский речной порт» переваливает и хранит грузы, которые идут морским транспортом на северный завоз», – сказал он.
«Всего резиденты АЗРФ реализуют 30 проектов, влияющих на повышение грузооборота СМП и предусматривающих оказание услуг для развития морского коридора, – уточнил В.Гудков. – Объем уже вложенных в эти проекты инвестиций составляет 18 млрд рублей, создано более 460 рабочих мест».
Также на встрече глав Минвостокразвития и Росатома обсуждались вопросы создания единого морского логистического оператора, который будет по льготным тарифам осуществлять регулярные маршруты в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов.
«Росатом» подтвердил готовность выступить таким оператором, гарантирующим поставки грузов жизнеобеспечения, а также грузов для государственных и муниципальных нужд при осуществлении северного завоза.
КРДВ напоминает, что законопроект о северном завозе будет внесен в Государственную думу до 1 марта 2023 года.
В ведомстве рассчитывают, что новый закон сделает весь процесс северного завоза надежным и прозрачным. Предусмотрено распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, будет установлен приоритет для грузов жизнеобеспечения, обеспечен трехлетний цикл планирования и переведет основную работу на цифровую основу. Вводится понятие опорная инфраструктура Северного завоза, и предусмотрена федеральная поддержка для ее развития.
Основным механизмом осуществления северного завоза станут регулярные каботажные рейсы. В 2022 году атомный лихтеровоз «Севморпуть» совершил два первых субсидируемых Минвостокразвития России рейса между портами Северо-Запада и Дальним Востоком.
В удаленные северные районы перевезено 8,5 тыс. тонн грузов (контейнеры, строительные материалы, техника и др.).
Планируется, что в 2023 году для осуществления каботажных рейсов задействуют суда, способные заходить в порты Арктического бассейна с малыми глубинами. Это позволит увеличить количество рейсов и расширить номенклатуру грузов. Прорабатывается возможность задействования речного транспорта в Обь-Иртышском и Обском бассейнах для осуществления экспортных перевозок угля, пиломатериалов, зерна через акваторию СМП, сообщают в КРДВ.
Фото: сайт Росморречфлота