«Перспектива разнородной динамики ставок в условиях высокой волатильности и неопределенности»

«Перспектива разнородной динамики ставок в условиях высокой волатильности и неопределенности»

  • В Обзоре морского транспорта, опубликованном Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD), отдельным пунктом рассматривается ситуация с фрахтовыми ставками, ее причины и следствия, а также дается прогноз динамики рынка.

    Как отмечают авторы обзора, «в 2021 году недостаточное предложение провозной способности и продолжающиеся сбои, вызванные COVID-19, в сочетании с оживлением торговли вызвали повышение ставок тарифов в контейнерных перевозках до рекордных уровней. К середине 2021 года ставки достигли своего пика, в четыре раза превысив уровень, наблюдавшийся до пандемии. Несмотря на дополнительные расходы, контейнерные перевозчики смогли получить рекордную прибыль».

    Спотовые ставки тарифов в контейнерных перевозках повысились на большинстве маршрутов, включая маршруты в развивающиеся регионы. Так, например, в 2019 году на маршруте Китай — Южная Америка (Сантус) ставки за TEU составляли около 2000 долларов США, но к декабрю 2020 года возросли до 6543 долларов США, а к декабрю 2021 года достигли 10 196 долларов. США. За тот же период с декабря 2020 года по декабрь 2021 года ставки за TEU на маршруте Шанхай — Южная Африка (Дурбан) выросли с 2521 до 6450 долларов США, а на маршруте Шанхай — Западная Африка (Лагос) — с 2521 до 7452 долларов. США.

    К середине 2022 года влияние многих связанных с пандемией факторов начало уменьшаться, отмечают в UNCTAD. «Дефицит провозной способности стал ослабевать, спотовые ставки тарифов на перевозки снизились (но все еще были выше, чем до пандемии), а объемы перевозок росли не так быстро. Снижение загруженности портов позволяет высвободить больше перевозочных мощностей и способствует устранению накопившихся проблем в логистических сетях и кризиса в производственно-сбытовых цепочках. Тем не менее конъюнктура и логистика морских перевозок могут ухудшиться в зависимости от состояния мировой экономики».

    «В начале 2022 года ставки тарифов в контейнерных перевозках оставались высокими и нестабильными, хотя во втором квартале года они начали снижаться. Дальнейшая динамика ставок, — считают в UNCTAD, — будет зависеть от целого ряда факторов, воздействующих по отдельности или в сочетании друг с другом, что предполагает усиление волатильности и общую тенденцию к их снижению в некоторых сегментах рынка. К ним относятся высокая неопределенность в отношении спроса, степень загруженности портов, возможные новые сбои в производственно-сбытовых цепочках и последствия войны на Украине, включая рост стоимости топлива».

    К началу 2022 года на некоторых маршрутах ставки уже начали снижаться, а с середины года их снижение стало значительным. За четыре недели между августом и сентябрем темпы снижения достигли двузначных показателей. К третьей неделе сентября Шанхайский индекс контейнерных перевозок (Shanghai Container Freight Index) снизился почти на 60%. Тем не менее, уровень ставок более чем в два раза превышает средние показатели до пандемии.

    «По мере нормализации товарной торговли и выхода на рынок новых судов можно ожидать дальнейшего снижения ставок тарифов в контейнерных перевозках, прогнозируют эксперты UNCTAD. — Вместе с тем все большее влияние на ставки тарифов и их волатильность будут оказывать нормативные положения в области охраны окружающей среды». В 2023 году, напоминают в организации, для всех типов судов вступят в силу принятые IMO коэффициент энергоэффективности существующего судна (Efficiency Existing Ship Index – EEXI) и показатель эксплуатационной углеродоемкости / коэффициент выбросов углерода (Carbon Intensity Indicator – CII). Они, скорее всего, приведут к сокращению провозной способности, поскольку предусматривают снижение скорости судов с целью экономии топлива и потребуют переоборудования или списания некоторых судов.

    «В перевозках сухих массовых грузов к сентябрю 2022 года в связи с уменьшением перегруженности портов и замедлением роста в экономике Китая фрахтовые ставки снизились. В будущем, — прогнозируют в UNCTAD, — на спрос будут влиять последствия продолжающейся пандемии и ее воздействие на производственно-сбытовые цепочки, замедление темпов роста мировой экономики и волатильность цен на сырьевые товары, тогда как предложение будет зависеть от роста флота, в частности с учетом того, что объем поставок новых судов в 2022 году увеличился лишь на 3,6%. Кроме того, на динамике фрахтовых ставок в перевозках сухих массовых грузов сказываются последствия войны на Украине и повышение операционных издержек, вызванное переходом к более надежному энергоснабжению и новыми экологическими требованиями».

    «В секторе нефтяных танкеров можно ожидать повышения фрахтовых ставок в связи с возможным ростом спроса на нефть и торговли ею, а также изменениями в географии мировых поставок нефти из-за войны на Украине. Кроме того, вероятно, произойдет некоторое сокращение провозной способности флота, так как правила IMO, касающиеся EEXI и CII, приведут к уходу старых танкеров с рынков».

    Фото: Shipspotting / Tim Becker


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    30.05.2022
    Ставки на всех исследуемых трейдах выросли
    24.10.2022
    Ставки на основных трейдах продолжили снижение
    14.06.2022
    Значительно выросли ставки на Персидский залив
    23.06.2022
    На 25 неделе ставки фрахта в Азово-Черноморском регионе скорректировались вниз. Так, ставка на перевозку […]
    24.03.2022
    На 12 неделе на фрахтовом рынке Азово-Черноморского региона продолжается повышение уровня ставок. Так, ставка […]
    22.02.2022
    Рост объемов производства морских контейнеров в сочетании со стабилизацией цен на них ослабил некоторые […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.