В процессе подготовки доклада «Аномалии контейнерного рынка» на конференции TransCont, которую провели в этом году в Москве Heavy World и ICF, мы перелопатили большой массив данных по контейнерным перевозкам через российские морские порты, содержащихся в интерактивном онлайн-сервисе SeaNews ПОРТСТАТ. Не все наработки вошли в доклад, поэтому мы будем делиться интересными цифрами и выявленными трендами в публикациях.
Начать мы решили с рефконтейнеров – статистика по ним доступна в ПОРТСТАТе с 2017 года. Рефы используются для транспортировки товаров, требующих соблюдения температурного режима, в первую очередь это продукты питания, а также парфюмерно-косметическая и фармацевтическая продукция, и динамика рефперевозок в определенной степени отражает изменение покупательной способности населения.
Общие тренды
По данным SeaNews ПОРТСТАТ, с 2017 года динамика рефперевозок носила волнообразный характер – рост на 7% в 2018 году сменился снижением на 3,7% в 2019, чтобы в 2020 году снова вырасти на 5,2%.
В этом году рост продолжается. По итогам 10 месяцев 2021 года объем перевалки рефконтейнеров увеличился на 7,6% относительно показателя января-октября 2020 года. В том числе импорт вырос на 18,6%, экспорт – на 7,1%. Каботаж, напротив, снизился на 3,2% (есть подозрение, что это – грузы, не доставленные вовремя на Камчатку и Чукотку).
Львиную долю всего рефконтейнерного потока составляет импорт, что вряд ли нуждается в комментариях и объяснениях, однако экспорт демонстрирует тенденцию к росту.
Стоит отметить, что месячная динамика перевалки рефов носит сезонный характер и имеет очевидный, из года в год повторяющийся паттерн.
Динамика по бассейнам
Наиболее значительный объем рефконтейнеров идет через Балтийский бассейн. Доли Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов различаются незначительно, однако до недавнего времени южные порты опережали дальневосточные, а в этом году Дальний Восток вышел на второе место. Доля Арктического бассейна не превышает 1%, а доля Каспийского и вовсе стремится к нулю.
В этом году порты Балтийского бассейна обработали за 10 месяцев 230,4 тыс. TEU, на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе импорт вырос на 1,7%, экспорт – на 2,5%.
Годовая динамика на Балтике в целом повторяет общероссийский тренд: рост на 12,9% в 2018 году, снижение на 4,9% в 2019 и увеличение на 1,7% в 2020.
Дальневосточный бассейн находится на втором месте по объемам перевалки рефов, в январе-октябре этого года порты российского Дальнего Востока обработали 92,8 тыс. TEU, на 9,3% больше, чем годом ранее. При этом экспорт взлетел на 64,1%, в то время как импорт снизился на 0,3%, а каботаж, который составляет более половины суммарного объема рефконтейнеров, просел на 2,3%.
В 2020 году перевалка рефконтейнеров через порты Дальневосточного бассейна выросла на 9,9% относительно показателя 2019 года, в 2019 году в отличие от общероссийского тренда снижение к 2018 году было минимальным и составляло всего 0,1%, а в 2018 году оборот увеличился к показателю 2017 года на 9,2%.
Азово-Черноморский бассейн отстает от Дальневосточного совсем незначительно. За 10 месяцев этого года оборот рефконтейнеров через порты бассейна увеличился на 23,8% по сравнению аналогичным показателем 2020 года. Основная часть грузопотока прошла в импорте, который по итогам января-октября 2021 года вырос на 23,3%. Экспорт увеличился на 28,7%.
В 2020 году рефконтейнеров было обработано на 10,4% больше, чем в 2019, в 2019 – на 3,8% меньше, чем в 2018, а в 2018 – на 7% больше, чем в 2017.
В Арктическом бассейне оборот рефов с 2017 года снижался (не считая незначительного роста на 0,6% в 2020 году), и в этом году тренд сохраняется – минус 19,9% за 10 месяцев в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Все рефы, идущие через арктические порты, – это каботаж.