В 2021 году совокупный объем грузов, перевезенных через сухопутные погранпереходы, превысит 400 тыс. TEU. Это на 15% выше показателя 2020 года. Таким прогнозом поделился заместитель директора по продажам и клиентскому сервису «ТрансКонтейнера» Егор Кичигин на конференции «TransCont», организованной в Москве Heavy World и ICF.
Он рассказал о динамике перевозок экспорта в Китай через четыре сухопутных перехода: Забайкальск, Наушки, Гродеково и Достык с 2018 года. Так, среднегодовые темпы роста по Забакайльску и Наушки составляют 40%, а по Гродеково и Достыку – более 100%.
Если сравнивать 2021 год с 2020, то Забайкальск вырос на 20%, Гродеково – на 124%, а Достык – на 53%. Есть снижение по погранпереходу Наушки (-21%) из-за перераспределения субсидий внутри Китая.
«Итого, если пересчитаем ежесуточное отправление на 57 условных вагонов (короткие поезда), то на Забайкальск оно составляет 4,5 поезда в сутки, на Наушки – 2,3 поезда, на Гродеково – 1,5 поезда, а на Достык – меньше одного поезда: 0,9», – сказал Е.Кичигин.
Е.Кичигин отметил, что наблюдается уверенный рост объемов перевозок по всем основным группам товаров, за исключением химикатов и соды. Падение объемов в категории «химикаты и сода» обусловлено переориентацией продаж продукции (со станций Тобольск и Биклянь) в 2021 году. Основу перевозок через сухопутные погранпереходы составляют лесные грузы и бумага (более 80% от общего объема).
«Перевозки каменного угля в контейнерах типа open-top выросли в 10 раз в объёмах относительно 2020 года. Такие перевозки начались в конце прошлого года, до августа такие перевозки уверенно росли, – продолжил он. – Тем не менее по требованию китайской стороны сейчас перевозки в open-top’ах прекращены. Грузоотправители ожидают отправления данного типа перевозок. И уже на декабрь сформированы заявки, но вряд ли перевозки будут».
Тенденция к росту объемов отправления через сухопутные погранпереходы прослеживается по каждой железной дороге за исключением Красноярской, Куйбышевской, Московской и Юго-Восточной.
«В конце 2019 года-начале 2020 года случился тот переломный момент, когда ставки deep sea резко выросли (это касается портов Северо-Запада), и к перевозкам через сухопутные погранпереходы подключились железные дороги, грузоотправители с которых ранее вообще не перевозили через сухопутные погранпереходы – Северная, Октябрьская, Горьковская, Свердловская. В результате количество грузоотправителей выросло на 49, а в 2021 году – на 82, – рассказал Е.Кичигин. – По самой крупной Красноярской железной дороге мы видим снижение совокупного объема, а вот количество отправителей выросло вдвое».
Он выделил блокирующие факторы развития экспорта через сухопутные погранпереходы. Это позднее получение данных о согласованных ГУ-12; завышение заявляемых объемов перевозки; отсутствие точных данных об объемах отправления в месяце погрузки. «Это приводит к тому, что часть согласованных заявок «сгорает», так как не подкреплена реальными объемами грузов, срыву реальных контрактов и появлению фиктивных грузоотправителей», – резюмировал Е.Кичигин.