Выступая на Второй международной конференции Freight & Shipping. Digital 2021: «Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии», которую провели в Петербурге ИАА SeaNews и Юридическая фирма «Ремеди», проректор по научной работе Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Наталья Волчкова поделилась некоторыми результатами опроса экспортеров, который Академия провела в 2020 году.
У 78% предприятий-экспортеров их основной экспортный товар относится к обычной категории грузов, около трети опрошенных поставляют за рубеж крупногабаритные или тяжеловесные грузы, 27% – негабаритные грузы и 6% – опасные грузы.
80% респондентов при транспортировке основного экспортного товара пользуются услугами транспортно-логистических компаний, 10% пользуются исключительно услугами собственного транспортного подразделения, а у 34% респондентов организацией транспортировки занимаются покупатели.
89% используют для перевозки автомобильный транспорт, 57% возят свои грузы по железной дороге, 28% отправляют продукцию речным или морским транспортом, 28% – авиатранспортом.
При этом только 7% респондентов ответили, что проблемы с транспортировкой грузов и логистикой являются для их предприятий серьезным или очень серьезным препятствием, в то время как 75% не считают, что сложности с транспортом и логистикой создают серьезные препятствий для ведения экспортной деятельности.
Говоря об отдельных аспектах организации транспортировки экспортных грузов, очень серьезным препятствием 13,1% опрошенных назвали высокую стоимость перевозки, 10,8% – высокие расходы на страхование перевозимых грузов, 3,8% – отсутствие транспортных компаний, предоставляющих услуги транспортировки в некоторые регионы, 3,5% – несоблюдение сроков доставки, 3,2% – недостаточную безопасность перевозимых грузов. Только для 2,8% серьезной проблемой является низкое качество дорог, а для 2,6% – нехватка складов временного хранения
Наиболее существенными препятствиями для осуществления экспортной деятельности компании назвали сложности с получением длинных кредитов, лицензий и сертификатов на осуществление экспортной деятельности, кредитов для текущей деятельности, а также взаимоотношения с налоговой службой, то есть факторы, не связанные с транспортом и логистикой.