Транспортным услугам как этапу клиентского пути экспортера был посвящен доклад на Второй международной конференции Freight & Shipping. Digital 2021: «Опыт трансформации транспортной отрасли в эпоху глобальной пандемии», которую провели в Петербурге ИАА SeaNews и Юридическая фирма «Ремеди», директора Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Александра Кнобеля.
Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного Академией, при перевозке своих товаров до пункта пропуска компании-экспортеры испытывают сложности с подготовкой документов для получения компенсации затрат на перевозку. Проблемами являются также задержки и отсутствие обратной связи при получении разрешения на движение негабаритного транспорта, длительные сроки рассмотрения заявки на перевозку грузов, задержки в связи с частой сменой расписания отправки контейнерных поездов и их нехваткой, высокие тарифы на услуги РЖД и в целом нестабильность цен на перевозки, при том что транспортировка занимает значительную долю в общих издержках при экспорте.
На этапе подготовки к отправке сложности вызывают:
- нетарифные меры регулирования: отсутствие «единого окна»;
- сложности в оформлении сертификатов о происхождении товара (как для получения подтверждения производства на территории РФ, так и для поставок за рубеж) в ряде региональных ТПП, высокие временные и финансовые затраты;
- отсутствие взаимного признания электронных сертификатов о происхождении товара со странами-партнерами;
- недостаточный срок действия фитосанитарного сертификата (актуально в случае вывоза в страны ЕС);
- сложная многоэтапная процедура получения ветеринарного сертификата;
- сложности при прохождении процедур ФСВТС (избыточные документы, длительные сроки принятия решений, отсутствие обратной связи);
- получение заключения ФСТЭК занимает до 40 дней (что, по мнению экспортеров, чрезмерно);
- проблема идентификации товаров, которые подпадают под экспортный контроль, и жесткие требования для компаний при получении генеральных лицензий;
- необходимость согласования технических условий на перевозимую продукцию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
- неурегулированный вопрос о госрегистрации транспортных средств в ГАИ для перемещения самоходом до границы с РФ.
Главные негативные моменты при осуществлении фактического вывоза товаров – это, как уже упоминалось, нестабильность цен на перевозку и большая доля расходов на транспортировку в общих издержках экспортера.