В настоящее время в мире количество контейнеровозов вместимостью свыше 14 тыс. TEU составляет 309 единиц суммарной вместимостью 5,45 млн TEU. Портфель заказов на такие контейнеровозы составляет 188 судов общей вместимостью 3,3 млн TEU. При этом стоит отметить, что многие заказы были размещены в последние девять месяцев.
По данным Dynamar, больше всего судов в сегменте вместимостью 14 тыс. до 15,9 тыс. TEU. Также на этот сегмент приходится значительная часть заказов на строительство новых контейнеровозов.
Есть в портфеле заказов и суда вместимостью от 16 тыс. до 18 тыс. TEU, правда их, немного. Так, 17 контейнеровозов этого типоразмера, как предполагается, будут построены для MSC, 4 – для Cosco Shipping.
105 единиц из существующего флота мегаконтейнеровозов приходится на суда вместимостью 18-22 тыс. TEU. Однако портфель заказав на этот сегмент судов на сегодняшний день пуст. С тех пор, как CMA CGM в сентябре 2017 года первой заключила контракт на строительство шести таких судов (в конечном счете было построено девять), контейнеровозы вместимостью более 22 тыс. TEU стали нормой.
Вслед за CMA CGM строительство 11 подобных судов заказал MSC. В настоящее время флот 18-22 тысячников состоит из 36 судов, в том числе у CMA CGM их 9, у MSC 14, у HMM 12 плюс еще один – новый флагман Evergreen «Ever Ace».
Если рассматривать флот мегаконтейнеровозов отдельно по каждому перевозчику, то самый большой он и по количеству, и по совокупной вместимости у MSC – 67 единиц суммарной вместимостью 1,2 млн TEU. С точки зрения портфеля заказов MSC также лидер – на сегодняшний день у линии заказано 41 судно суммарной вместимостью 735,7 тыс. TEU.
На втором месте Maersk, который имеет в составе действующего флота 50 крупнотоннажных контейнеровозов суммарной вместимостью 903,7 тыс. TEU. Однако заказов на строительство новых мегаконтейнеровозов у Maersk нет.
На третьем месте CMA CGM с 43 мегаконтейнеровозами суммарной вместимостью 770,2 тыс. TEU. По объему портфеля заказам CMA CGM также занимает третье место с 25 судами суммарной вместимостью 425,3 тыс.TEU, уступая второе место Evergreen, у которого заказано 31 судно суммарной вместимостью вместимостью 563,3 тыс. TEU.
В таблице ниже представлен расклад судов, находящихся в эксплуатации, с разбивкой по линиям по числу судов разной вместимости.
Интересно отметить, что, например, у HMM нет судов в сегменте 14-16 тыс. TEU и 18-21,999 тыс. TEU, но имеются контейнеровозы вместимостью 16 тыс. TEU и почти 24 тыс. TEU. А у Yang Ming самый большие суда имеют вместимость чуть более 14 тыс. TEU.
Табл. 1. Крупнотоннажные контейнеровозы в действующем флоте линий, 2021 г., по данным Dynamar.
Во второй таблице представлен портфель заказов линий на новые суда с разбивкой по вместимости.
Пять контейнерных перевозчиков инвестируют в самый большой тоннаж, из них три линии – OOCL, Hapag-Lloyd и ONE – вошли в этот сегмент недавно.
Скорее всего, предполагают в Dynamar, к ним присоединится и Yang Ming, поскольку его партнеры по Альянсу Hapag-Lloyd и HMM имеют – или будут иметь в своем активе 12 судов вместимостью 24 тыс.TEU, а у ONE заказано шесть таких мегаконтейнеровозов. Таким образом, альянсу не будет хватать шести судов для полного покрытия сервисов на трейде Азия – Европа.
В то же время, в портфель заказов MSC входят 17 судов вместимостью 16 тыс.TEU, и пока неясно, на каком трейде будут работать эти контейнеровозы.
Табл. 2. Портфель заказов крупнотоннажных контейнеровозов, по линиям, 2021 г., по данным Dynamar.