О том, что женщины осваивают традиционные мужские профессии на железной дороге, SeaNews уже писал. А с января этого года женщинам стала официально доступна и профессия водителя магистрального автопоезда. Так в коллективе Группы компаний «CRAFTER» появилась первая женщина-водитель Антонина Шкаренда. По словам ее непосредственного начальника, директора АТП-Тимашевск CRAFTER Сергея Делова, никаких послаблений для Антонины как для женщины нет – она принята на должность водителя-экспедитора наравне с мужчинами. Мы попросили коллег из CRAFTER задать Антонине несколько вопросов. Публикуем интервью.
Антонина, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы пришли в профессию?
Мне 51 год. Всю жизнь на машинах, села за руль с 1993 года. У меня было ИП по доставке грузов, оно существовало до 2000 года. Были свои грузовые машины, сама ездила за товаром.
Из бизнеса я ушла. Был период, когда работала на самосвале на угольном разрезе, в 2015 году пересела на фуру. Работала и в небольших частных предприятиях, и в крупных транспортно-логистических компаниях.
С 1 июня я работаю в CRAFTER. Здесь хорошие условия работы. Мне понравилось общение, доброжелательное отношение, условия работы. Но для меня важно, чтобы и платили хорошо – никогда не буду работать за копейки. Работа дальнобойщика связана с ежедневными трудностями, и такая работа должна достойно оплачиваться.
На каких машинах Вам доводилось работать?
Первая фура была – Scania на механике, на ней я 2,5 года проработала. Потом был Mercedes, MAN, а сейчас КАМАЗ новый мне дали. Машина мне нравится: она ловкая, удобная.
Можете вспомнить, какой был самый сложный или самый длинный рейс? Как решаете проблему, если в пути возникает поломка?
Каким будет рейс – никогда не угадаешь. Самые длинные рейсы были – с Иркутска в Крым – 6 тысяч километров, с Новосибирска в Хабаровск – 5 тысяч километров.
Самый сложный рейс – такого нет. Меня ничем не напугать, особенно после зимников! После зимников все рейсы нормальные. Да, гололед бывает… Но к любой обстановке на дороге я готова. Даже если на трассе случаются поломки – сама все чиню. Всё приходит с опытом, заранее предвидишь ситуацию.
Если можно на месте устранить поломку, я устраняю. Если что-то с колесом – чиню. Ремонт для меня – это не проблема. Серьезные поломки – это в сервис. Машины ремонтировала сама. Это опыт. Я работала в автосервисе – был такой период в жизни. Вообще, то, какая я сейчас, – мой жизненный опыт. И я им горжусь.
Есть ли какие-то региональные особенности – где самые «вредные» гаишники, самые плохие – или самые хорошие дороги, как обстоит дело с инфраструктурой для дальнобойщиков?
Самые вредные гаишники – в Самаре и Самарской области. Везде лояльно относятся, но там документы постоянно проверяют, просто останавливают для проверки документов.
Я люблю быструю езду, но ПДД соблюдаю всегда.
Самые плохие дороги в России – с Перми на Питер – Северная трасса, в Костроме, в Ростовской области. Но сейчас дороги активно ремонтируются, многие трассы становятся заметно лучше.
Инфраструктура для дальнобойщиков меня устраивает, в принципе, сейчас уже везде есть асфальтированные стоянки, приличные кафе, душевые, магазины. Сейчас много заправок и стоянок строятся так, что и женские бани и душевые есть, и женские туалеты. А раньше только для мужчин все было.
А отношение со стороны коллег-мужчин к женщинам-водителям какое?
Коллеги-мужчины реагируют по-разному: удивляются, потому что первый раз видят женщину на машине. Кто-то на равных воспринимает. Кто-то негативно, мол, не женское это дело. И таким я всегда говорю: «А я у тебя работу отобрала, машину? Нет. Мне нравится, и я работаю, люблю свою работу». В эти моменты мужчины понимают, что со мной лучше не связываться (смеется).
С женщинами-дальнобойщиками мне приходилось общаться. Дружба с женщинами-коллегами длится уже на протяжении нескольких лет. И это настоящая женская дружба!
Начинали мы еще тогда, когда женщинам было запрещено работать на больших машинах. Нас брали на работу под свою ответственность. Сейчас много девчонок приходит в профессию, женщин среди дальнобойщиков существенно больше стало. Еще пять лет назад женщин за рулем фуры было меньше. Сейчас мы все чаще пересекаемся на трассах.
А как относится к Вашей работе семья?
Семья с пониманием относится к моей работе. У меня двое взрослых детей – дочери 32 года и сыну 24. И еще я совсем недавно стала бабушкой – 5 месяцев назад у меня родилась внучка.
Когда сыну было 19 лет, я взяла его в рейс. Сначала думали, что немного прокатится, и домой его завезу. А по факту получилось, что он пробыл со мной в рейсе два месяца. Вдохновившись романтикой дорог, решил сдать на права – сдал на категорию «В» и на этом остановился. У него работа совсем в другой сфере, но любовь к автомобилям в крови – в качестве хобби сын ремонтирует машины.
На новом месте будете ли Вы работать на каком-то определенном направлении, или у Вас будет широкая география?
В CRAFTER я буду ездить по всей России. Но чем дальше – тем лучше для меня. Дорога – моя страсть, вся моя жизнь, и в другом деле себя не представляю. У меня получается водить грузовик, мне в нем комфортно. Автомобиль – это мой дом, моя крепость. Я здесь работаю, отдыхаю, сплю, ем.
Кстати, я люблю готовить, плиты у меня в кабине нет, зато стоит мультиварка – она меня очень выручает, в рейсах у меня всегда свежая еда. Иногда кушаю в кафе, когда хочется какого-то разнообразия в меню. Мое любимое блюдо – мясо с овощами.
Что бы Вы сказали тем, кто захочет последовать Вашем примеру?
Если женщина хочет водить фуру – ни в коем случае нельзя ее за это осуждать и запрещать ей это делать. Думаю, что через 3-5 лет женщин-водителей грузовиков будет больше.
Вместо заключения
«Когда Антонина предложила свою кандидатуру на должность водителя-экспедитора, я был немного удивлен, – признался С.Делов. – Но, пообщавшись с ней, понял, что ничего страшного нет в том, что принимаю на работу женщину. Если человек любит свою работу, отвечает всем требованиям в части опыта, профессионализма, то мы с удовольствием примем его в нашу команду. Первая погрузка у нее была с растентовкой бока на прицепе, логист хотел ее подменить, но Антонина отказалась, сказав, что ей нужен фитнес. В распоряжении Антонины – новый КАМАЗ NEO, гибкий график работы, средняя заработная плата от 75-120 тысяч рублей, суточные перед каждым рейсом и премия за экономию топлива, компания также берет на себя расходы по обслуживанию и ремонту автомобиля, оплачивает парковки и платные дороги».
Благодарим за помощь в подготовке материала ГК «CRAFTER»