Администрация порта Роттердам и Rotterdam Rijn Pijpleiding Maatschappij (RRP) приступают на этой неделе к выполнению технико-экономического обоснования проекта строительства четырех трубопроводов для различных продуктов, в том числе водорода, между портом, химическим кластером в Лимбурге (Нидерланды) и федеральной землей Северный Рейн – Вестфалия в Германии.
Как рассказали SeaNews в Администрации порта, работать над ТЭО будет проектная команда, в состав которой входят представители Администрации порта Роттердам и RRP (акционерами компании являются Shell, Ruhr Oel и bp), в партнерстве с голландскими министерствами инфраструктуры и управления водными ресурсами, экономики и внутренних и иностранных дел.
Проект предполагает создание государственно-частного партнерства, к которому смогут присоединиться и другие стороны.
В этом году Германия представила амбициозный план стоимостью 9 млрд евро по переходу на альтернативные виды топлива. Согласно плану, значительная часть импортного грузопотока водорода, которые предполагается использовать и в качестве энергоносителя, и как сырье для химической промышленности, может быт направлена через порт Роттердам.
Помимо водорода, предметом ТЭО будут технические и коммерческие аспекты транспортировки других альтернативных энергоносителей – углекислого газа, сжиженного нефтяного газа, пропана – в направлении различных промышленных кластеров и компаний в Нидерландах и Германии.
Как отмечают в Администрации порта Роттердам, эти трубопроводы могут работать по принципу «общественного перевозчика», чтобы ими могли пользоваться разные стороны. Рассматривается вариант строительства подземных трубопроводов.
Маршрут трубопроводов, получивших название Delta Corridor, будет проходить из Роттердама через Мурдейк, Тилбург и Венло в Лимбург и Северный Рейн-Вестфалию. Значительная протяженность новой инфраструктуры будет идти параллельно действующим трубопроводам RRP, построенным в 1960-х годах для прокачки нефти и нефтепродуктов.
Напомним, ранее Администрация порта Роттердам сообщала об интересе к поставкам водорода через порт со стороны немецких сталелитейных компаний thyssenkrupp Steel и HKM.
В Администрации порта рассматривают различные источники поставок водорода через порт. Так, совместно с Landsvirkjun, исландским национальным энергетическим оператором, было завершена предварительная проработка ТЭО проекта по поставкам через Роттердам «зеленого» водорода из этой страны. Вывод, к которому пришли стороны, – такой проект может быть технически выполним и финансово привлекателен, учитывая тенденцию к отказу от ископаемых видов топлива в пользу альтернативных энергоносителей.
По данным исследования, подобный проект может быть реализован во второй половине нынешнего десятилетия. Для выработки водорода методом электролиза предлагается использовать возобновляемые виды энергии – гидро-, геотермальную и энергию ветра, которыми Исландия обладает в избытке. Администрация порта Роттердам и Landsvirkjun намерены продолжить работу во второй половине 2022 года с тем, чтобы уточнить детали потенциального проекта.