О том, как кризис привел к переосмыслению подходов к цифровизации, говорили на панельной дискуссии «Трансформация бизнеса как источник экономического роста» на полях ПМЭФ-2021.
«Недавно мы опросили руководителей крупнейших компаний. 80% из них заявили, что намерены ускорять цифровизацию. 65% говорили об увеличении бюджетов на цифровизацию, – сказал управляющий директор консалтинговой компании BCG Кирилл Туишев. – Но самое главное – кризис сместил фокус цифровизации».
По словам К.Туишева, до пандемии много внимания уделялось инфраструктуре, созданию платформ, автоматизации, алгоритмизации бизнес-процессов, замене человека искусственным интеллектом. «А кризис нас заставил делать некоторые вещи в принципе по-другому, начиная с удаленки и заканчивая ростом альтернативных каналов взаимодействия с покупателями, контрагентами, поставщиками. И мы сейчас видим, что смена фокуса ушла от экономии автоматизации существующих процессов (со стороны затрат). Фокус переместился на создание новых источников дохода. Это первое».
«Второе. Это особенно касается компаний, которые далеко продвинулись в цифровизации, которые внедрили большие куски искусственного интеллекта внутри своих бизнес-процессов, – продолжил К.Туишев. – Кризис поднял перед ними очень интересную задачу – лучшей интеграции человека и искусственного интеллекта. И вот почему. Если подумать, как работает искусственный интеллект, то он принимает решения на большом количестве правил, который он в процессе обучения делает еще более сложными и бОльшими. Грубо говоря, это эффективная, быстрая и беспристрастная бюрократия. Вы, естественно, выигрываете с точки зрения скорости и эффективности решений, но вы теряете в гибкости, в возможности поймать ранние сигналы, которые еще статистически не видны и теряете возможность принимать контринтуитивные решения – то, что человек делает гораздо лучше».
Именно поэтому, считает К.Туишев, сейчас компании фокусируются на создании бионических организаций, где искусственный интеллект и человек интегрируются и работают вместе и конкурируют.