Президент группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев в ходе пленарной дискуссии «О развитии грузоперевозок в современных реалиях», организованной в рамках выставки «TransRussia-2021», затронул тему о конкуренции между российскими компаниями.
«Не всегда мы справляемся с возрастающим спросом на транзит, который идет через Монголию, Казахстан и погранпереходы. «Трансконтейнер» (входит в группу компаний «Дело») конкретно столкнулась с проблемами по организации движения грузовых контейнерных поездов на границе с Монголией, Казахстаном, – рассказал С.Шишкарев. – Это, конечно, нас лихорадит веерообразно в связи ограничениями, веденными РЖД «по техническим причинам». Цифры тоже очень неприятные. Никогда еще на границах, пользуясь нашим транспортным языком, не было «брошено» до 40 поездов. 30 – это был максимум, но вот в феврале – до 40 поездов. Все это нужно решать, нужно договариваться. Постепенно эта дискуссия перемещается в Федеральную антимонопольную службу».
С.Шишкарев подчеркнул недопустимость дискриминационного доступа к тем или иным транзитным маршрутам. «Мы не допущены на самый доходный, самый перспективный маршрут [через Казахстан]. Считаем, что если мы действительно говорим об объединении усилий, если мы понимаем, что действуем по принципу win-win, то, конечно, мы должны избежать дискриминационного доступа на те ли иные направления, мы должны договариваться. – Мы готовы активно помогать развивать транзит из Южной Кореи, Японии и Китая. Мы готовы с коллегами выступить российским интерфейсом всего комплекса предоставляемых Россией транспортных и транзитных возможностей».
По словам С.Шишкарева, конкуренция «внутри» создает барьеры. «Например, Российские железные дороги, не дождавшись двух лет со дня проведения аукциона, «очень красиво и симпатично» создали компанию «РЖД Бизнес Актив», обойдя корпоративные процедуры. Не на «дочку», а на «внучку» повесили компанию и, получив от нас максимально возможную цену, создает конкурентку», – сказал он, имея ввиду продажу «ТрансКонтейнера» холдингом РЖД.
«Коллеги, давайте не забывать, что сегодня у нас уникальные возможности продвинуть и закрепить за Россией статус крупнейшего мирового транзитера, – продолжил С.Шишкарев. – Конкурируя между собой все-таки мы должны договариваться и понимать, что конкурировать мы должны с теми, кто там по внешнему контуру. При всем уважении к Maersk, MSC, CMA CGM, DP World, мы должны еще раз внятно себе отложить, что Россия – уникальная страна, с гигантским потенциалом транспортных и логистических возможностей. Поэтому: а) мы должны использовать этот шанс, б) мы должны работать вместе, в) мы должны доверять друг другу».
Заканчивая выступление, С.Шишкарев упомянул пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным пилотируемым кораблем «Ю.А.Гагарин»: «Я испытываю душевный подъем. Мне была оказана честь участвовать в пуске космического корабля «Союз» с космонавтами на борту, который стартовал 9 апреля. Не надо забывать: 12 апреля 60 лет назад не только полетел первый человек в космос. 40 лет назад на космодроме Байконур была реализована советской промышленностью уникальная программа «Буран – Энергия». Я смотрел на макет и слушал инженеров, которые рассказывали о том, чтобы было в 70-80 годы. Друзья, в 1988 году мы подняли в воздух ракету весом 2,8 тыс. тонн. Услышьте, на МКС 9 апреля полетела ракета весом 300 тонн. Так вот тогда, в 80-е годы, ракета взлетела на водородном и кислородном топливе. То есть водородный двигатель работал и доказал свою состоятельность еще тогда. Давайте следовать традициям наших отцов и дедов, давайте будем верны тому, что нам оставили в наследство и, возможно, откроем новую главу взаимодействия, в том числе, продвижения интересов нашей страны в мировой логистической системе».