19 февраля в Минтрансе России заключено межправительственное соглашение об организации перевалки белорусских нефтепродуктов в российских портах. Документ подписали министр транспорта России Виталий Савельев и министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей Авраменко, сообщается на сайте Минтранса.
Достигнута договоренность о поставках таких белорусских грузов как мазут, бензин, масло и газойль. Документ предусматривает заключение контрактов по принципу take-or-pay. Действие соглашения рассчитано до конца 2023 года с возможностью автоматического продления.
Ранее сторонами была проведена масштабная работа по снижению стоимости логистической цепочки доставки белорусской нефтепродукции через морские порты России по сравнению с прибалтийским направлением.
«Соглашение подписывается на 3 года, но фактически оно неограниченного действия, так как предусматривается его автоматическая пролонгация. Российские порты сегодня готовы обеспечить перегрузку белорусских нефтепродуктов в размере 9,8 млн тонн за три года», − сказал по итогам подписания В.Савельев.
В текущем году предусмотрена перевалка порядка 3,5 млн тонн грузов. Однако, учитывая, что перевалка стартует не с начала года, ее гарантированный объем составит около двух млн тонн. В следующем году − 3,2 млн тонн, в 2023 году − 3,1 млн тонн. «Но это не говорит о том, что объем не может увеличиться, соглашение это предусматривает», − уточнил министр.
В.Савельев также рассказал о хозяйствующих субъектах, заинтересованных в реализации соглашения. «Это, прежде всего, наши портовые операторы. Это – ОАО «РЖД», осуществляющее перевозку грузов», − подчеркнул министр. – Самое главное, что цена для белорусских поставщиков нефтепродуктов ниже стоимости перевалки через порты Прибалтики».
В перспективе будет продолжена работа и по другим видам белорусских грузов.
«Мы продолжим работу и по другим видам грузов. Например, калий, который производится Белоруссией на экспорт в объеме около 10 млн тонн», – сказал В.Савельев. – Это означает, что мы можем проработать условия, при которых Белоруссии будет выгодно поставлять свою экспортную продукцию через российские порты».
«Прежде всего, мы должны обкатать маршруты на примере нефтепродуктов, и дальше будем готовы обсуждать с нашими коллегами другие грузы. Это не только калий, но и лесные грузы, грузы машиностроительного комплекса. Этот вопрос требует более глубокой детальной проработки с точки зрения мощностей и развития портовой инфраструктуры», – сказал А. Авраменко.
Также было подписано соглашение о сотрудничестве в области обеспечения транспортной безопасности. Оно позволит сформировать унифицированный механизм взаимодействия между государствами, обеспечивающий своевременное выявление, предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса при перевозках пассажиров и грузов в международном сообщении, а также каботажных автомобильных перевозках грузов.