Осенью 2020 года большинство логистических операторов с осторожностью давали прогнозы на период новогодних и рождественских праздников и с тревогой следили за развитием ситуации с COVID-19. Однако по мере приближения зимы становилось понятно, что рынок не только просел, но и изменился, а это позволило многим компаниям отыграть потери первого полугодия. Своим мнением о сложившейся на рынке ситуации и перспективах ее развития с SeaNews поделилась Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора по клиентскому сервису компании «Курьер Сервис Экспресс».
Пандемия COVID-19 стала серьёзным испытанием для мировой экономики, и логистика – не исключение. Первая волна и связанные с ней закрытие границ, ограничение торговли и снижение покупательной способности населения привели к сокращению объёмов грузооборота в глобальных масштабах. В частности, потери российской транспортной отрасли во втором квартале 2020 года, по данным Infraone Research, превысили 230 млрд рублей. Но одновременно изменилась и структура рынка, следствием чего стало увеличение объёма локальных логистических услуг. Это привело к росту суммарной нагрузки и в целом способствовало развитию отрасли.
Дело в том, что в период с марта по декабрь в структуре рынка произошло перераспределение нагрузки между различными сегментами и видами услуг, внутренними и трансграничными маршрутами. Например, B2B-сектор, в частности, доставка корреспонденции, заметно просел: многие офисы перешли на удалёнку и стали активно использовать электронный документооборот. С другой стороны, существенно вырос объём доставки товаров из интернет-магазинов: весной и летом он бил все рекорды. Осенью, в период традиционных распродаж, загрузка также была велика. В целом суммарный объём растёт, и спады в одних секторах компенсируются ростом других и появлением новых. Поэтому при планировании мы ориентируемся на расширение бизнеса.
Что касается традиционного новогоднего трафика в B2B (доставка подарков партнёрам, рекламных и P.O.S.-материалов и т.п.), то в этом году он несколько ниже, чем в предшествующие годы, и привычного всплеска здесь не наблюдается. А вот сектор e-commerce, наоборот, показывает стабильный и существенный рост, как и спрос на логистические услуги в этом сегменте. Потребители не отказались от традиционных праздничных хлопот, они просто перенесли их на просторы Интернета. Также заметен рост в сегментах LTL/FTL. В целом в период пикового трафика он составит не менее 40%.
Однако занять вновь открывшуюся нишу рынка под силу только тем операторам, которые сумели вовремя перестроить свою работу в соответствии с новыми реалиями. Факторами успеха стали наличие достаточного производственного ресурса, стабильность и отказоустойчивость IT-систем и оборудования, а также сильная и хорошо организованная сервисная поддержка, которая способна обеспечить информационное сопровождение процесса на должном уровне. Ключевая задача – повышение эффективности за счёт автоматизации процессов и внедрения IT-технологий: логистика традиционно отстаёт в этой сфере.
Вообще быть максимально клиентоориентированными сегодня очень важно. К сожалению, далеко не все это понимают. Современный клиент крайне чувствителен к качеству сервиса, скорости и соблюдению сроков доставки, а также к наличию доступной поддержки в режиме реального времени. В особенности это относится к сектору B2C, на который мы сейчас делаем ставку. Выиграет тот, кто максимально мобилен и способен оперативно подстроиться под меняющиеся реалии.
Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора по клиентскому сервису компании «Курьер Сервис Экспресс»
Мнение экспертов может не совпадать с позицией редакции