В многофункциональном морском перегрузочном комплексе «Бронка» прошла высокотехнологичная операция по перегрузке уникального сверхпроводящего магнита MPD, являющегося ключевым элементом российского коллайдера NICA. Магнит произведен в Италии компанией ASG Superconductors по проекту российских ученых для Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), базирующегося в Дубне, куда ценный груз будет отправлен из Санкт-Петербурга для последующего монтажа, сообщили SeaNews в Бронке.
NICA (Nuclotron based Ion Collider fAcility) – это новый ускорительный комплекс элементарных частиц класса «Megascience», который создается на базе ОИЯИ с целью исследования свойств плотной барионной материи. Его главная задача – изучение структуры Вселенной примерно на десятой микросекунде после Большого взрыва, произошедшего около 13 млрд лет назад.
«Сверхпроводящий коллайдер NICA – это ускорительный комплекс, в котором ускоренные частицы (в нашем случае заряженные ионы золота) двигаются в противоположных направлениях навстречу друг другу и сталкиваются внутри многоцелевого детектора, – объясняет главный конструктор проекта NICA — MPD Николай Топилин. – Детектирующие элементы слоями окружают место столкновения пучков коллайдера. Их назначение – определить тип вторичных частиц, образованных при соударении ядер золота и их энергию. Таким образом, можно восстановить физическую картину, имеющую место при столкновении ядер. Для определения типа частиц необходимо однородное магнитное поле. Уникальность перегруженного в порту «Бронка» сверхпроводящего магнита MPD в том, что он обеспечивает однородное магнитное поле 0,5 Тесла с очень высокой точностью. В мировой практике нет подобных аналогов. Меняя режимы работы коллайдера, предполагается изучать переходные процессы при образовании кварко-глюонной плазмы, имеющей место быть в первые наносекунды после Большого взрыва».
Вес сверхпроводящего магнита MPD составил 71 тонну, при этом общая масса перегруженной в порту «Бронка» детали коллайдера NICA с упаковкой достигла 125 тонн. Грузовая операция производилась самым мощным в мире портовым краном Liebherr LHM800 грузоподъемностью 302 тонны.
Как уточнили в Бронке, полным комплексом транспортно-логистического обеспечения перевозки груза по проекту занимается ООО «Ренус Интермодал Системс», входящая в группу компаний RHENUS. Контроль транспортно-логистических решений и организацию таможенного оформления груза осуществляет ООО «АЕТ-ТРАНС».
Особенностью этого проекта с точки зрения таможенного администрирования является оформление груза, имеющего особый статус, двумя таможнями Российской Федерации: Центральной электронной и Балтийской таможней. Интеграция программных средств, имеющихся в распоряжении таможенного поста «Бронка» и оператора терминала, позволила сократить сроки совершения таможенных операций.
Запуск магнита и полномасштабные испытания запланированы на середину 2021 года, запуск самого ускорителя NICA анонсирован на 2022 год.