Первое спасательное судно для подводных лодок

Первое спасательное судно для подводных лодок

  • 29 мая 1909 года на Черном море погибла боевая подводная лодка «Камбала». Аварии с лодками случались и ранее. Жизнь требовала создания средств спасения подводников. Пока русские конструкторы изучали зарубежный опыт, как эту проблему решали в Европе?

    Первыми с такой задачей справились немецкие конструкторы, создавшие спасательное судно-катамаран (судно-док). Руководителем проекта был инженер Клитцинг. После различных согласований и доработок военно-морское ведомство Германии приняло решение начать строительство необычного «спасателя». Задание на строительство было передано судостроительной компании Howaldtswerke в Киле. Судно заложили в начале 1907 года и уже 28 сентября того же года спустили на воду. Через полгода, после швартовных и ходовых испытаний, 4 марта 1908 года катамаран был передан в эксплуатацию. Так появился первый в мире спасатель подводных лодок «Вулкан».

    Судно имело следующие тактико-технические данные: водоизмещение полное 1,6 тыс. тонн, длина 85,3 м, ширина 16,8 м, осадка 3,8 м, максимальная скорость 11-12 узлов, лебедки общей грузоподъемностью 500 тонн, экипаж 108 человек.

    Первое спасательное судно для подводных лодокПочти три года «Вулкан» отрабатывал взаимодействие с подводными лодками во время совместных учений, а также выполнял различные поручения ВМС. Впервые он получил задание на подъем затонувшей подводной лодки в 1911 году. Именно с того года Германия начала массовое строительство новейших субмарин для своих ВМС, что требовало тщательной отработки действий экипажей по обслуживанию сложной техники, тактики мореплавания и обкатки «стальных акул». При этом необходимы были особая осторожность и внимание, что не всегда удается личному составу подводных кораблей и в наше время. Случаются и трагедии.

    Во время отработки маневрирования 17 января 1911 года в 10.25 утра в Кильской бухте затонула немецкая подводная лодка U-3. Причиной аварии был неисправный клапан системы вентиляции. Стоит напомнить, что подводная лодка U-3, построенная в1909 году в Киле на верфи Germaniawerftn, была современным двухкорпусным кораблем (водоизмещение 420/510 тонн, длина 43 м, скорость 11,5/9,5 узла, вооружение: одно 50-мллиметровое орудие и четыре торпедных 450-миллиметровых аппарата, экипаж 17 человек).

    Перед плановым погружением личный состав загерметизировал отсеки лодки и подготовил корабль к погружению. Но из-за неисправности тарелки клапана шахты вдувной вентиляции клапан закрылся не до конца. Отверстия для клапанов шахт вентиляции – самые большие в корпусной конструкции подводных лодок и поныне остаются таковыми. Как только лодка погрузилась, через клапан в отсек начала поступать забортная вода. Моряки не сумели закрыть клапан. Вода затопила отсеки, и отяжелевшая лодка легла на грунт на глубине 12-15 м. С борта обеспечивающей лодки U-1 обратили внимание на длительное пребывание лодки под водой и немедленно доложили по команде. Вскоре на поверхность всплыл аварийно-сигнальный буй, оснащенный телефоном, с помощью которого можно было связаться с экипажем затонувшего корабля. С помощью этой связи удалось выяснить причину затопления лодки и ее состояние.

    Первое спасательное судно для подводных лодокВ 10.35 в море вышел отряд спасателей с двумя плавкранами. Благодаря правильному и точному взаимодействию спасательной службы и личного состава затонувшей подводной лодки удалось поднять на поверхность носовую часть субмарины. При помощи кранов она надежно удерживалась в нужном положении. Открыв передние крышки торпедных аппаратов, подводники носовых отсеков вышли наружу. Часть моряков была отравлена хлором, исходившим из аккумуляторных батарей. Командир и трое моряков оставались в задраенной боевой рубке. Руководство спасательной операции приняло решение немедленно продолжить подъем лодки. Под корму были заведены стропы, и краны начали выбирать тросы. Но они не выдержали нагрузки и лопнули. Корма опустилась на грунт.

    В это время к месту аварии спешило спасательное судно «Вулкан». Благодаря умелым действиям водолазов судна, к 15.00 следующих суток лодку подняли. К сожалению, спасти моряков, находившихся в боевой рубке, не удалось.

    В 1911 году на U-3 перед трагедией проходил службу будущий подводный ас Первой мировой войны Макс Валентинер, в последующем командир U-38, потопивший в 1915 году в течение 5 дней в проливе Святого Георга у Бристольского залива 22 парохода и три парусника.

    По условиям капитуляции в Первой мировой войне часть немецкого военного флота поделили между Великобританией, Францией, Японией И США. «Вулкан» достался англичанам. Уже после капитуляции Германии он поднял две затонувшие подлодки U-30 и UС-45. 6 апреля 1919 года «Вулкан» был направлен для дальнейшей работы в Гарвич, но во время перехода неожиданно затонул. Есть версия, что его затопили бывшие члены экипажа, противники передачи судна англичанам.

    Первое спасательное судно для подводных лодокВ 1916 году было спущено на воду второе спасательное судно-катамаран «Циклоп», которое вступило в строй ВМС Германии в 1918 году. С учетом эксплуатации «Вулкана» и требований руководства подводных сил судно было более совершенным, с увеличенным водоизмещением и расчетной грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн. Стоит отметить, что некоторые конструкторские решения были скопированы с чертежей «Волхова».

    Тактико-технические данные «Циклопа»:

    • водоизмещение – 2,8 тыс. тонн;
    • длина – 90 м;
    • ширина – 19,5 м;
    • осадка – 4 м;
    • скорость максимальная – 9 узлов;
    • лебедки суммарной грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн;

    Проявить себя судно не успело, так как вместе с «Вулканом» попало в руки англичанам. В 1923 году «Циклоп» был утилизирован.


  • Добавить комментарий

    Новости по теме
    29.10.2020
    Ещё в середине 19 века в Германии был построен мост, который до сих пор […]
    22.05.2020
     Береговая охрана США располагает собственным ледокольным флотом, однако его возможности серьезно ограничены. Так, имеется […]
    21.07.2020
    Titan LNG получил финансовую поддержку Евросоюза в рамках программы Connecting Europe Facility (CEF) на […]
    17.06.2020
    Equinor предложил использовать для утилизации углекислого газа беспилотные подводные аппараты.  На сегодняшний день секвестрация углекислого […]
    11.02.2020
    Технология X-Bow
    20.05.2020
    В Германии снова освободят от платы за пользование дорогами большегрузы, работающие на сжатом и […]


  •  




  • Войти
  • Поля не найдены.
  • Поля не найдены.