29 мая 1909 года на Черном море погибла боевая подводная лодка «Камбала». Аварии с лодками случались и ранее. Жизнь требовала создания средств спасения подводников. Пока русские конструкторы изучали зарубежный опыт, как эту проблему решали в Европе?
Первыми с такой задачей справились немецкие конструкторы, создавшие спасательное судно-катамаран (судно-док). Руководителем проекта был инженер Клитцинг. После различных согласований и доработок военно-морское ведомство Германии приняло решение начать строительство необычного «спасателя». Задание на строительство было передано судостроительной компании Howaldtswerke в Киле. Судно заложили в начале 1907 года и уже 28 сентября того же года спустили на воду. Через полгода, после швартовных и ходовых испытаний, 4 марта 1908 года катамаран был передан в эксплуатацию. Так появился первый в мире спасатель подводных лодок «Вулкан».
Судно имело следующие тактико-технические данные: водоизмещение полное 1,6 тыс. тонн, длина 85,3 м, ширина 16,8 м, осадка 3,8 м, максимальная скорость 11-12 узлов, лебедки общей грузоподъемностью 500 тонн, экипаж 108 человек.
Почти три года «Вулкан» отрабатывал взаимодействие с подводными лодками во время совместных учений, а также выполнял различные поручения ВМС. Впервые он получил задание на подъем затонувшей подводной лодки в 1911 году. Именно с того года Германия начала массовое строительство новейших субмарин для своих ВМС, что требовало тщательной отработки действий экипажей по обслуживанию сложной техники, тактики мореплавания и обкатки «стальных акул». При этом необходимы были особая осторожность и внимание, что не всегда удается личному составу подводных кораблей и в наше время. Случаются и трагедии.
Во время отработки маневрирования 17 января 1911 года в 10.25 утра в Кильской бухте затонула немецкая подводная лодка U-3. Причиной аварии был неисправный клапан системы вентиляции. Стоит напомнить, что подводная лодка U-3, построенная в1909 году в Киле на верфи Germaniawerftn, была современным двухкорпусным кораблем (водоизмещение 420/510 тонн, длина 43 м, скорость 11,5/9,5 узла, вооружение: одно 50-мллиметровое орудие и четыре торпедных 450-миллиметровых аппарата, экипаж 17 человек).
Перед плановым погружением личный состав загерметизировал отсеки лодки и подготовил корабль к погружению. Но из-за неисправности тарелки клапана шахты вдувной вентиляции клапан закрылся не до конца. Отверстия для клапанов шахт вентиляции – самые большие в корпусной конструкции подводных лодок и поныне остаются таковыми. Как только лодка погрузилась, через клапан в отсек начала поступать забортная вода. Моряки не сумели закрыть клапан. Вода затопила отсеки, и отяжелевшая лодка легла на грунт на глубине 12-15 м. С борта обеспечивающей лодки U-1 обратили внимание на длительное пребывание лодки под водой и немедленно доложили по команде. Вскоре на поверхность всплыл аварийно-сигнальный буй, оснащенный телефоном, с помощью которого можно было связаться с экипажем затонувшего корабля. С помощью этой связи удалось выяснить причину затопления лодки и ее состояние.
В 10.35 в море вышел отряд спасателей с двумя плавкранами. Благодаря правильному и точному взаимодействию спасательной службы и личного состава затонувшей подводной лодки удалось поднять на поверхность носовую часть субмарины. При помощи кранов она надежно удерживалась в нужном положении. Открыв передние крышки торпедных аппаратов, подводники носовых отсеков вышли наружу. Часть моряков была отравлена хлором, исходившим из аккумуляторных батарей. Командир и трое моряков оставались в задраенной боевой рубке. Руководство спасательной операции приняло решение немедленно продолжить подъем лодки. Под корму были заведены стропы, и краны начали выбирать тросы. Но они не выдержали нагрузки и лопнули. Корма опустилась на грунт.
В это время к месту аварии спешило спасательное судно «Вулкан». Благодаря умелым действиям водолазов судна, к 15.00 следующих суток лодку подняли. К сожалению, спасти моряков, находившихся в боевой рубке, не удалось.
В 1911 году на U-3 перед трагедией проходил службу будущий подводный ас Первой мировой войны Макс Валентинер, в последующем командир U-38, потопивший в 1915 году в течение 5 дней в проливе Святого Георга у Бристольского залива 22 парохода и три парусника.
По условиям капитуляции в Первой мировой войне часть немецкого военного флота поделили между Великобританией, Францией, Японией И США. «Вулкан» достался англичанам. Уже после капитуляции Германии он поднял две затонувшие подлодки U-30 и UС-45. 6 апреля 1919 года «Вулкан» был направлен для дальнейшей работы в Гарвич, но во время перехода неожиданно затонул. Есть версия, что его затопили бывшие члены экипажа, противники передачи судна англичанам.
В 1916 году было спущено на воду второе спасательное судно-катамаран «Циклоп», которое вступило в строй ВМС Германии в 1918 году. С учетом эксплуатации «Вулкана» и требований руководства подводных сил судно было более совершенным, с увеличенным водоизмещением и расчетной грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн. Стоит отметить, что некоторые конструкторские решения были скопированы с чертежей «Волхова».
Тактико-технические данные «Циклопа»:
- водоизмещение – 2,8 тыс. тонн;
- длина – 90 м;
- ширина – 19,5 м;
- осадка – 4 м;
- скорость максимальная – 9 узлов;
- лебедки суммарной грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн;
Проявить себя судно не успело, так как вместе с «Вулканом» попало в руки англичанам. В 1923 году «Циклоп» был утилизирован.