Это грандиозное сооружение строят всего три человека. Речь идет о ледовой дамбе, которую ежегодно строят в устье реки Хатанга в Красноярском крае. Он защищает зимующие суда от весеннего паводка. Остроумная идея: когда вскрывается река и ледоход начинает ломать и крушить все на своем пути, преградой ему служит ледяной щит.
Для защиты флота, зимующего в портах, повсеместно строятся ледозащитные дамбы, способные закрыть суда от ледяных потоков или отвести их в сторону. В центральных районах России дамбы строятся из железобетона и стали или насыпаются из грунта. В условиях Крайнего Севера строительство капитальных и сложных гидротехнических сооружений не всегда разумно по экономическим причинам, поскольку требует огромных затрат на строительные материалы, а главное, на их доставку.
Первая ледозащитная дамба была построена в 1939 году после образования Хатангского речного агентства. Технологию намораживания придумал местный рационализатор Виталий Кустов.
С наступлением зимы работники Хатангского морского порта (именно морского, хотя расположен он на берегу реки) начинают постепенно намораживать сотни тонн воды в этой конструкции.
Работы начинаются после ледостава. Река входит в свой зимний уровень. Оголяется узкий врезающийся в реку участок суши, на котором и будет построен айсберг. Сначала на этой выровненной очищенной площадке устанавливается каркас – опалубка, набранная из металлических щитов размером 5 на 0,5 м, которые плотно между собой скрепляются. Затем насосами из полыньи закачивается вода и делается заливка слоем 5 см. Примерно через 12 часов, когда вода накрепко замерзнет, процесс повторяется. И так происходит непрерывно в течение пяти месяцев. За это время на строительство искусственного айсберга перекачивается 60 тыс. тонн воды. Причем работы производятся в самые лютые морозы: чем крепче мороз, тем надежнее дамба. По мере нарастания льда опалубка приподнимается. Необходимо достичь определенной высоты – она должна превышать самый высокий предполагаемый уровень воды в реке во время паводка. Иначе дамба не имеет смысла. Попутно в «тело» искусственного айсберга вмораживаются восемь деревянных столбов, использующихся в дальнейшем в качестве швартовых палов. В профиль дамба напоминает слоеный пирог, нанизанный на массивные деревянные сваи.
Самый захватывающий момент – преддверие ледохода. Ледоколы помогают переместить суда с глубины за ледовую дамбу. Затем суда крепко швартуют за деревянные причалы, намертво вмороженные в дамбу, и настает момент ожидания подвижки ледовых полей, которые помчатся в сторону Ледовитого океана.
Во время ледохода ледяная дамба надежно оберегает Хатангский флот от ледяной атаки. Спустя несколько недель Хатанга очищается от льда, жаркое солнце прогревает тундру и холодные темные воды Хатанги, а уникальное рукотворное сооружение начинает постепенно таять.
Хатангская дамба, конечно же, частность. В 70-80-е годы прошлого века сложилась целая отрасль инженерии – криотехнология. Относящихся к ней конструкций немало, их применяют для строительства складов, хранилищ, временных причалов, для буровых платформ, для опреснения морской воды, в качестве своеобразных домкратов. На севере, например, в Тюмени, в советские времена послойное замораживание льда позволяло сооружать временные проезды через болота, а также ледяные понтоны через озера и крупные реки.
Если верить местным жителям, то хатангская дамба является последней в своем роде. Последнего из её собратьев перестали намораживать в 2007-2009 году на одной из рек Канады.