Система весового и габаритного контроля в России не создана, правила проезда транспорта массой более 18 тонн не соблюдаются. Как результат, только в 2018 году федеральный бюджет недополучил более 47 млрд рублей из-за невзимания штрафов по выявленным в автоматическом режиме нарушениям. К такому выводу пришла Счетная палата.
«Минтранс оценивает ежегодный ущерб от проезда тяжеловесных транспортных средств в 2,56 трлн рублей. При этом объемы поступлений за пользование федеральными дорогами незначительные. За весь период с 2014 года в федеральный бюджет поступило чуть более 7 млрд рублей», – такие суммы назвал аудитор Андрей Батуркин на коллегии по итогам проверки.
Поступлению средств мешает несовершенство нормативно-правовой базы. В Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом прописаны как тарифы на возмещение ущерба, так и система понижающих коэффициентов. Дисконт порой многократно снижает плату, которую должен вносить грузоперевозчик.
«При этом финансово-экономическое обоснование при утверждении соответствующего постановления правительства РФ не было представлено, – цитирует пресс-служба Счетной палаты А.Батуркина. – И почему выбраны именно такие коэффициенты уменьшения вреда, в том числе более чем в 60 раз от базовой ставки, – этому объяснения нет».
Другая причина – недостаточный надзор за дорожными тяжеловесами из-за дефицита автоматических и стационарных пунктов весогабаритного контроля. Так, из предусмотренных Транспортной стратегией до 2018 года 387 автоматических пунктов контроля в срок (до четвертого квартала 2019 года) построен только 31. В итоге мероприятие по созданию этих контрольных пунктов «перекочевало» в паспорт федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» госпрограммы «Развитие транспортной системы». Срок реализации – 31 декабря 2023 года.
«Из 31 построенного автоматического пункта весогабаритного контроля семь работают в тестовом режиме, а остальные между собой информационно не взаимодействуют. Из 66 стационарных пунктов весогабаритного контроля 36% не соответствуют установленным требованиям и находятся в ненадлежащем состоянии. Таким образом, – констатировал А.Батуркин, – фактически один работающий и соответствующий всем требованиям пункт весогабаритного контроля приходится на 1300 с лишним километров дорог федерального значения».
Как следствие, ведется недостаточный контроль за грузоперевозчиками, которые решили выйти в рейс с перевесом или без специального разрешения на руках. Его выдают подведомственные Росавтодору казенные учреждения. Процедура должна занимать 15 рабочих дней. Однако проверка Счетной палаты показала, что в 30% случаев процесс затягивается. Чаще всего дольше ждать приходится грузоперевозчикам, чей маршрут проходит через территории нескольких регионов. Им дополнительно нужно получить согласие от владельцев всех дорог по маршруту.
«Учитывая, что информационное взаимодействие между Росавтодором и регионами построено крайне слабо, со многими приходится общаться по старинке, включая даже и бумажный документооборот. Сама процедура выдачи спецразрешений крайне забюрократизирована, нет возможности получить ее в электронном виде. Эту проблему отмечает и бизнес-сообщество: РСПП, Деловая Россия и другие организации, в тесном сотрудничестве с которыми мы вели проверку. Это, – пояснил аудитор, – одна из причин, по которой грузоперевозчики зачастую вынуждены ехать, не дожидаясь разрешения, на авось, нарушая установленный порядок».
Но даже устранение отмеченных проблем не гарантирует адекватных поступлений в фонд ремонта и строительства автодорог. Все дело в том, что Росавтодор и Ространснадзор рассчитывают размер платы только по подконтрольному участку автомобильной дороги. То есть плата не начисляется на пройденный до этого участка или после него путь.
А.Батуркин привел пример: «Из Красноярска шла фура до Минеральных вод, общий маршрут был 3 800 км. Ространснадзор остановил фуру, так как у водителя не было надлежащих документов, по которым можно было бы сделать вывод, откуда едет груз. В итоге плата была начислена всего лишь за 46 км пути, то есть только по тому участку, по которому ответственность несла транспортная инспекция. В результате плата составила 2,1 тыс. рублей вместо потенциальных 176 тысяч».
Также аудитор отметил, что функцию по взиманию с тяжеловесов средств в счет ремонта автодорог дублирует система «Платон». По мнению Счетной палаты, необходимо обеспечить доступ к этой системе Росавтодору и Ространснадзору.
Ведомства с выводами согласны и готовы работать над устранением нарушений и недостатков, отметили в Счетной палате.